Бизнес
Бесплатный
Мария Рожкова|Екатерина Кравченко
Статья опубликована в № 3793 от 19.03.2015 под заголовком: «Я – слон в посудной лавке»

«Я в Sotheby’s как слон в посудной лавке»

Почему акционеры старейшего аукционного дома доверили его управление Тэду Смиту, ничего не понимающему в искусстве
Cablevision / AP

Sotheby’s перестает быть просто старейшим аукционным домом, легендой в мире искусства, где кто-то может посмотреть, а единицы – купить шедевры мирового искусства и предметы роскоши. Акционеры Sotheby’s решили превратить его в хорошо налаженный бизнес, который приносит все больше прибыли. Для этого Sotheby’s намерен радикально изменить стратегию и проводить торги в режиме реального времени с помощью платформы eBay. Это один из способов найти тех, у кого есть деньги на покупку произведений искусства. Придумывать и реализовывать планы по увеличению прибыльности Sotheby’s будет новый генеральный директор – совершенно далекий от искусства человек Тэд Смит.

ПРОЩАНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ

Последние 14 лет во главе Sotheby’s стоял Уильям Рупрехт – старожил компании, проработавший в ней 35 лет. Рупрехт вырос в атмосфере искусства, он любил ее, чувствовал и понимал. Его мама была художницей. Сам Рупрехт закончил университет по предмету «изобразительное искусство и скульптура». И вот в ноябре прошлого года настал момент, когда акционеры Sotheby’s сказали ему, что пора уходить.

История Sotheby’s

Компания основана в 1744 г. Сэмюэлем Бейкером. Активное развитие началось в прошлом веке. В 1955 г. Sotheby’s открывает офис в Нью-Йорке. Через девять лет Sotheby’s поглощает самый большой аукционный дом Америки – Parke-Bernet. В 1967 г. происходит открытие офисов в Париже и Лос-Анджелесе. В 1977 г. Sotheby’s становится публичной английской компанией, в течение 18 месяцев цена акций вырастает вдвое. В 1983 г. группа инвесторов во главе с Альфредом Таубманом покупает Sotheby’s. В 1988 г. Sotheby’s снова становится публичной – акции компании начинают торговаться на Нью-Йоркской бирже. На настоящий момент Sotheby’s является самой старой компанией, торгующейся на NYSE. В том же году компания проводит первый международный аукцион в СССР. В 2000 г. открывается сайт Sothebys.com, компания становится первым международным аукционным домом, который проводит аукционы онлайн. В 2007 г. Sotheby’s становится первым международным аукционным домом в России. В 2009 г. Sotheby’s проводит аукцион в Катаре – первым из международных аукционных домов. В январе 2012 г. запускается приложение-каталог для iPad. В мае того же года открывается галерея современного искусства Sotheby’s в Гонконге. В сентябре 2012 г. Sotheby’s первым из международных аукционных домов выходит на рынок Китая.

СвернутьПрочитать полный текст

Они требовали роста прибыли, которую Рупрехт обеспечить не мог, – этот показатель был крайне нестабилен (см. врез): в 2013 г. – $130,01 млн, в 2014 г. – $117,8 млн. Снижение прибыли – снижение дивидендов, которые акционеры получают ежеквартально, 26 февраля совет директоров Sotheby’s объявил дивиденды за I квартал 2015 г. в размере $0,1 за акцию.

В 1998 г. капитализация Sotheby’s была $1,8 млрд, сейчас – $2,9 млрд. За год акции Sotheby’s упали в цене на 5,3%.

Второй по величине доли акционер Sotheby’s – Marcato Capital Management – был недоволен рентабельностью и потребовал сменить финдиректора аукционного дома Патрика Макклаймонта.

После трех месяцев поисков и обсуждений кандидатуры генерального директора Sotheby’s на должность назначен 49-летний Смит. К новым обязанностям он приступит 31 марта.

На прощание Рупрехту выплатили компенсацию в $7,6 млн.

БАЛЕРИНА НА СТЕНЕ

«Тэд – великий стратег, – заверил на телеконференции с инвесторами независимый директор Sotheby’s Доменико Де Соле 16 марта. – Он на самом деле понимает в брендах и знает, как их отстраивать. Он прекрасно разбирается в технологиях и умеет управлять глобальными продажами в разных сегментах. На предыдущем месте работы он обеспечил рост выручки и прибыльности».

В 2014–2015 гг. Смит был президентом и исполнительным директором спортивного стадиона в Нью-Йорке Madison Square Garden Company (см. врез).

Что покупали на аукционе Sothbey’s в 2014 г.

Бронзовая скульптура «Колесница» Альберто Джакометти (на фото), проданная за $101 млн, стала самым дорогим лотом 2014 г. Покупателем стал Стив Коэн, владелец хедж-фонда SAC Capital.
Золотые карманные часы Patek Philippe были проданы за рекордную сумму $24 млн. Продавец и покупатель остались неизвестными.
114 бутылок красного вина Romanee-Conti были проданы за $1,6 млн ($14 121 за бутылку, или $1700 за бокал). Таким образом был побит предыдущий аукционный рекорд 2006 г., принадлежавший также Sotheby’s. Коллекцию приобрел неизвестный азиатский покупатель.
Самой дорогой почтовой маркой стала «Британская Гвиана», проданная неизвестному покупателю за $9,5 млн (почти в миллиард раз больше ее номинала, равного одному центу). Это единственный сохранившийся экземпляр из партии, выпущенной в 1856 г. в одноименной английской колонии.

В интервью WSJ Смит назвал себя «страстным новичком», которого восхищают произведения старых голландских мастеров. Смит назвал бренд Sotheby’s потрясающим и прочным, а себя сравнил со «слоном в посудной лавке». В числе его личных недавних покупок из серии «искусство», которым он украсил гостиную у себя дома, – фотография балерины французского уличного художника JR.

Смит не скрывает, что не разбирается в искусстве, но не скрывает и уверенности в том, что справится с поставленными задачами.

Смит уже заявил, что намерен разработать стратегию роста Sotheby’s, пятилетний план развития, ускорить внедрение новых технологий и распределять капитал более эффективно. Конкретизировать планы он отказался. Общие ключевые направления роста обозначил так: финансовые услуги, частные продажи и публичные торги.

СЛОЖНЫЙ ПУТЬ ТЭДА СМИТА

Смит родом из Северной Каролины, вырос в Колорадо. Он окончил Принстонский и Гарвардский университеты, имеет диплом МВА. В 1992–1996 гг. был консультантом по стратегии и оптимизации в McKinsey.

Затем два года работал вице-президентом по корпоративному развитию BMG Entertainment, в 1999–2000 гг. был старшим вице-президентом в Starwood Hotels and Resorts. В 2000–2005 гг. – президент Cahners Business Information Metals. Потом был исполнительным директором в Reed Business Information. С 2009 г. возглавлял подразделение Local Media в Cablevision Systems Corporation.

Madison Square Garden – последнее место работы Смита – владеет стадионом в Нью-Йорке, двумя командами – Rangers и The New York Knicks, а также сетью региональных спортивных телеканалов MSG с аудиторией в 2,5 млн человек. Во II квартале текущего финансового года доходы Madison Square Garden выросли на 7% до $542,5 млн к соответствующему периоду прошлого года.

Смит предложил инвесторам Sotheby’s то, что они больше всего хотят, – ориентированность на бизнес и коммерческий опыт, а не на знание искусств, написал в комментарии для инвесторов аналитик Stifel Financial Дэвид Шик (Stifel Financial рекомендует покупать акции Sotheby’s).

Назначение Смита – очень смелый шаг, считает владелец компании Artvest Майкл Пламмер. Artvest инвестирует в произведения искусства и консультирует по этой теме. «Приход Смита может позволить Sotheby’s уравнять позиции с Christie’s в трех главных растущих сегментах рынка – современного и азиатского искусства и интернет-продаж», – сказал Пламмер газете The New York Times. Но Смиту придется много работать, чтобы остановить сокращение комиссионных, которые являются одной из главных статей доходов, добавляет он.

ВРЕМЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

По мнению Смита, Sotheby’s не хватает технологической творческой платформы, которая могла бы поддержать продажи и давала бы хорошо зарабатывать на бренде. Sotheby’s планирует запустить сайт совместно с eBay, что позволит участникам торгов смотреть аукционы в прямом эфире и делать ставки в режиме реального времени. Первые торги на новой платформе eBay состоятся 1 апреля в Нью-Йорке.

Это партнерство позволит эффективно использовать аудиторию eBay и находить новых клиентов, которые располагают деньгами для участия в аукционах произведений искусств, отмечает старший вице-президент Sotheby’s Джош Пуллен. Продажи произведений искусств через интернет в 2014 г. выросли на 32% до 3,3 млрд евро, оценила European Fine Art Foundation.

При этом Смит знает, что будет хорошо продаваться, а что нет. Смит заявил, что будет смещать акцент с классики и расширять продажи современного искусства.

Sotheby’s

Аукционный дом
89,27% акций – в свободном обращении. Крупнейшие акционеры (данные Bloomberg на 17.03.2015): Third Point (9,64%), Marcato Capital Management (9,53%), Blackrock (7,07%), Vanguard Group (5,5%). Капитализация – $2,9 млрд. Финансовые показатели (2014 г.): выручка – $825,1 млн, чистая прибыль – $117,99 млн.

Эксперты расценили это как одну из атак в конкурентной борьбе Sotheby’s и другого аукционного дома – Christie’s.

Сейчас у Sotheby’s 90 офисов в 40 странах. В прошлом году самым дорогим лотом стала бронзовая скульптура «Колесница» Альберто Джакометти, проданная за $101 млн (см. врез).

У Christie’s 53 офиса, есть онлайн-торговля предметами искусства. Christie’s в год проводит 450 аукционов по более чем 80 категориям, Sotheby’s – около 250 аукционов по более чем 70 категориям. В итоге в прошлом году стоимость всех аукционов Christie’s составила $8,4 млрд против $6,1 млрд у Sotheby’s.

В обращении Смита к сотрудникам Sotheby’s, которое видели корреспонденты FT, написано: «Я искренне сомневаюсь, что есть такая компания в мире, которая знает о взаимосвязи искусства и коммерции больше, чем талантливые люди, работающие здесь. Ваши знания и опыт необходимы для нашего будущего успеха. В то же время у меня есть многолетний опыт работы в бизнесах, где работало множество творческих людей, но все они сталкивались с проблемами роста выручки, пытаясь увеличить отдачу от интеллектуальных ресурсов, и везде были сбои в исторически выстроенной бизнес-модели». Время поменялось, считает Смит, – надо корректировать модели.

Пришло время других людей, согласен эксперт в области искусства, с которым говорили «Ведомости». Если раньше приоритетом руководителей крупных аукционных домов и музеев было знание предмета – произведений искусства – и умение в них разбираться, то сейчас нужны управленцы, которые умели бы привлекать клиентов и организовать процесс продажи.

Недавно сменился директор и Национального центра искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже. Новым директором знаменитого центра стал Серж Лавинь – человек, так же как и Смит, далекий от искусства. Прежде он занимал пост генерального секретаря правительства Франции. Этот выбор вызвал резкую волну критики со стороны художественного сообщества, ведь прежде у политика Лавиня не было опыта работы в музейной сфере.

Лавинь родился в 1954 г. в Тулузе, окончил Национальную школу администрации. Пост генерального секретаря правительства занимал с 2006 г. Кандидатуру Лавиня поддержал президент Франсуа Олланд и утвердил совет министров по рекомендации министра культуры Флер Пельрен. По словам официального представителя правительства Стефана Ле Фолля, менеджерские качества Лавиня «прекрасно соответствуют задачам, которые стоят перед музеем».

Cмиту присущ утилитарный и технократический подход к бизнесу, рассказали WSJ его бывшие коллеги. Самое главное, чтобы Смит не разрушил бренд Sotheby’s, считает Пламмер.

ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ WSJ и FT