В 2015 году трансферт регионам из федерального бюджета может вырасти до 1,3 трлн рублей

В обновленном бюджете заложено всего 619,4 млрд рублей
Один из факторов – спад поступлений по налогам в региональные бюджеты/ Д. Абрамов/ Ведомости

В 2015 г. трансферт регионам из федерального бюджета может вырасти до 1,3 трлн руб. против заложенных в обновленном бюджете 619,4 млрд, говорится в обзоре Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка «Новые реалии российских госфинансов».

Один из факторов – спад поступлений по налогам в региональные бюджеты. По оценке ЦМИ, в 2015 г. доходы от налога на прибыль снизятся на 25%, НДФЛ – на 4,9%. Причины – снижение фонда оплаты труда на 0,5–0,6% и рост накопленного компаниями убытка (на 93% в 2014 г.).

Потребность регионов в прямых трансфертах из бюджета объясняется и их ограниченными возможностями заимствовать, отмечают эксперты ЦМИ: в 2014 г. регионы смогли разметить долговые бумаги только на 111 млрд руб., тогда как для погашения старых обязательств им требовался 121 млрд. При этом чистая задолженность регионов перед банками, которая стремительно росла в последние годы, в 2014 г. достигла рекордных 1,076 трлн руб. (см. график). И эксперты ЦМИ допускают, что части регионов потребуется поддержка в обслуживании накопленных долгов. Бюджетные кредиты уже пришлось резко увеличить.

Облигационные займы эффективны для решения краткосрочных фискальных проблем регионов, говорит Арсений Мамедов из Института Гайдара. А наращивание бюджетных кредитов и их возможное списание в будущем лишит регионы стимулов к фискальной консолидации, подчеркивает Мамедов, регионам нужно передать больше источников налоговых доходов. Налоговая децентрализация проблему не решит, не согласна директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: в условиях ресурсного неравенства богатые регионы станут богаче, а бедные – беднее.

Причина кризиса региональных бюджетов – инаугурационные указы Владимира Путина, наделившие регионы дополнительными бюджетными обязательствами, говорит Зубаревич. Ситуацию усугубили стагнация в 2013 г. и кризис 2014 г., подчеркивает она. По мнению Зубаревич, разрешить кризис может только неукоснительное исполнение Бюджетного кодекса: согласно его нормам при наделении регионов дополнительными расходными обязательствами они должны финансироваться за счет дополнительных трансфертов из федерального бюджета.