Статья опубликована в № 3877 от 21.07.2015 под заголовком: ФГУПы готовятся к упразднению

Чиновники правительства хотят избавиться от ФГУПов по причине их неэффективности

Силовой блок выступает против
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Программа приватизации требует за 2014–2016 гг. либо превратить 507 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в акционерные общества или бюджетные учреждения, либо ликвидировать их. Но для этого ФГУПы должны оформить права на недвижимость и землю, провести инвентаризацию, а проверить, как ФГУПы справляются, весной поручил Минэкономразвития первый зампред правительства Игорь Шувалов (протокол есть у «Ведомостей»); отчет ожидается к августу. Большинство ФГУПов сроки все-таки сорвало (см. таблицу на стр. 05), признают чиновники.

«Росимущество уже разослало черные метки гендиректорам ФГУПов, срывающим сроки, и ведомствам, отвечающим за них», – сообщает чиновник Росимущества.

Неэффективность ГУПов признали в правительстве, говорит министр открытого правительства Михаил Абызов, обсуждается даже законопроект, который ликвидирует юридическую форму унитарных предприятий к 2018 г. Экспертный совет при правительстве готовил доклад с таким предложением премьер-министру (проект есть у «Ведомостей»). У ГУПов низкая производительность труда (в среднем по России – 4,4 млн руб. на человека, в ГУПах – 972 000 руб.) и низкая прозрачность, пишет экспертный совет при правительстве, оборот ГУПов без НДС и акцизов – 2,4 трлн руб. (2,8% оборота всех предприятий), затраты на производство и продажу – 2,3 трлн (4,4%), почти треть – зарплаты. Это атавизм коммунистической системы, издержки гигантские, сетует Андрей Яковлев из Высшей школы экономики: «Где можно обойтись двумя людьми, они держат 12».

ГУПы, по сути, «руки» чиновников для решения социально-политических задач, пишет экспертный совет, очень часто – источник средств для покрытия расходов, не оплаченных бюджетом; почти все ГУПы сдают в аренду имущество – и часто неформально. Шувалов поручил Минфину, Росфиннадзору и Росимуществу проверить движение денежных средств ФГУПов.

Руководитель Росимущества Ольга Дергунова называет две основные причины срыва сроков ФГУПами. Первая: трудно оформить права на имущество, частый повод – на это нет денег. Но если есть деньги на зарплату, должны быть и на оформление, а если нет – такой ФГУП тем более не нужен, комментирует Дергунова. Если же ФГУП выполняет значимые функции, тогда возникает вопрос к чиновникам-кураторам: почему не выделяются средства?

Вторая причина – суды: 15% ФГУПов сейчас в стадии ликвидации или банкротства. Часто директора обременяют активы, о чем чиновники узнают задним числом, рассказывает Дергунова.

За ФГУП, подлежащий приватизации, формально отвечает Росимущество, у которого не хватает рычагов (через директивы, например), но оперативное управление по-прежнему у профильных ведомств, объясняет Абызов провал реформы. Ведомства не дают применить санкции к гендиректорам, признает чиновник Росимущества. Росимущество и экспертный совет по окончании ревизии сформируют ключевые показатели эффективности профильных чиновников и гендиректоров ФГУПов, санкции: для первых – вплоть до выговора, для вторых – от лишения премии до досрочного расторжения контракта.

ФГУПы – только часть проблем: всего их 1498, а местных ГУПов и МУПов – 2910 и 20 088, и что с ними делать, еще менее понятно, в регионах реформа просто потонет. При таком сопротивлении не ручное акционирование, а только упраздняющий закон может сдвинуть дело с мертвой точки, объясняет член экспертного совета Юрий Берестнев, но Росимущество боится потери госимущества, которое ГУПы не успеют оформить.

Имущество и так теряется из-за воровства и разгильдяйства, акционирование не может стать причиной, возражает Яковлев, ситуацию улучшит даже не продажа, а только превращение в АО: будут понятное управление, отчетность, контроль совета директоров, директивы от государства.

Минэнерго, Минфин, Росреестр, Росалкогольрегулирование, Росрыболовство, Минтруд и МВД заверили: проблем со сроками нет. Представитель Минздрава отослал за комментариями в Росимущество. Прочие ведомства («Ведомости» опросили все) не ответили.

Зачем ФГУПы

Среди унитарных предприятий, доминирующих на рынке, 38% приходится на ЖКХ, 10% – на розницу, 4% – на похоронные услуги, 3% – на пассажирские перевозки. Дергуновой известны единичные случаи хороших ФГУПов: Гознак и «Почта России».

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой) – против, говорит его представитель: «Есть госпрограмма вооружения, выполнять ее надо зачастую без достаточных ресурсов, при катастрофическом дефиците времени, изменение организационно-правовой формы приведет к срыву сроков, негативно повлияет на обеспечение обороноспособности страны». По его словам, такую позицию поддерживают Совет безопасности, Военно-промышленная комиссия России и Минобороны. Их представители не ответили на запрос. Минобороны поддерживает Спецстрой, подтверждает чиновник Минобороны.

Любая перестройка – отвлечение ресурсов, но тут это некритично, успокаивает Абызов и предлагает преобразовать Спецстрой в госкорпорацию – будет прозрачнее, чем агентство и его ФГУП.

«Привести в порядок документацию и оформить права ФГУПы должны и без реформы», – говорит Берестнев.

Плотный контроль возможен и в АО – если включить в устав положения, связывающие руки гендиректору и требующие одобрения каждого чиха на совете директоров, уверен сотрудник открытого правительства.

«Часто за всеми отговорками – саботаж: гендиректор скорее всего сидит на потоках и пользуется непрозрачностью», – заключает Абызов.-

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии «Ведомостей»

Читать ещё
Preloader more