Правительство Венесуэлы с начала года не публикует ключевых экономических показателей

Местные эксперты ищут способы оценить растущие как ком проблемы
Чтобы иметь представление о ситуации в экономике, эксперты собирают информацию из самых разных источников – от налоговых поступлений до банковских кредитов/ Marco Bello/ Reuters

Живущий в Майами финансовый аналитик и блогер Мигель Октавио ежемесячно наведывается в родной Каракас и посещает ресторан, где еще мальчишкой лакомился главным блюдом – кукурузным пирогом (его называют arepa). За последние девять месяцев составляемый Октавио Hyperinflated Arepa Index, основанный на цене пирога, вырос вчетверо.

Правительство президента Николаса Мадуро еще в декабре перестало публиковать данные об инфляции, когда она достигла самых высоких в мире 68% в годовом исчислении. С тех пор ситуация в экономике, в огромной степени зависящей от цен на нефть, еще больше ухудшилась, и с начала года ЦБ также не сообщает данные по платежному балансу и ВВП. По словам советника председателя ЦБ Нельсона Мерентеса и двух других встречавшихся с ним людей, публикация статистики была прекращена по требованию администрации Мадуро. «Такая вот антикризисная мера», – сказал советник.

Представители ЦБ и министерства информации от комментариев отказались. Тем временем, чтобы иметь представление о ситуации в экономике, эксперты собирают информацию из самых разных источников – от налоговых поступлений до банковских кредитов. Исследовательская организация Cenda ежемесячно публикует цены на 60 базовых продуктов питания, ее оценки стали важным источником информации. В июне цены выросли на 20% по сравнению с маем – это самый большой месячный скачок за последние 15 лет, сообщила недавно Cenda. По ее данным, падает и покупательная способность: для покупки еды на один месяц требуется три минимальные зарплаты.

Правительство устанавливает предельные цены на такие товары, как молоко и моющие средства. Но по мере роста дефицита многие люди и фирмы покупают товары в государственных магазинах по регулируемым ценам, а затем перепродают с большой наценкой, что еще больше осложняет расчет инфляции. По мнению аналитиков Barclays, в 2015 г. она будет близка к 200%, но некоторые экономисты дают более высокие оценки. Власти не понимают «последствий печатания денег и избыточного их создания в экономике», говорит бывший директор МВФ по Западному полушарию Клаудио Лосер. Семь лет назад Каракас провел деноминацию; но с тех пор денежная масса выросла в 18 раз.

Власти регулируют не только цены, но и валютный курс (также действуют ограничения на покупку долларов). На черном рынке за последний год курс боливара упал на 90%, и теперь там за $1 дают в 100 раз больше боливаров, чем можно получить по официальному курсу 6,3 боливара/$. По курсу черного рынка минимальная месячная зарплата теперь составляет около $10.

Дела у правительства идут не лучше, чем у граждан. Венесуэла задерживает платежи на миллиарды долларов за импортные поставки. По информации Barclays, рынок кредитных дефолтных свопов недавно показывал 98%-ную вероятность дефолта по суверенному долгу в ближайшие пять лет. Доходность гособлигаций с погашением в 2027 г. – 26,2%.

От высокой инфляции страдает не только Венесуэла, но и ее соседи. Сокрытие данных в Венесуэле, а также в некоторой степени в Аргентине, где инфляция может превысить 30%, Лосер называет «последней попыткой создать альтернативную реальность».