Статья опубликована в № 4237 от 10.01.2017 под заголовком: Льготы отдадут деньгами

Часть льгот по страховым взносам могут заменить на адресную субсидию

Такой вариант обсуждается для территорий опережающего развития

В аппарате правительства прошло уже несколько совещаний о возможной замене льготы по страховым взносам для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) на адресные субсидии, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Об обсуждении такого варианта известно еще двум чиновникам, решение должно быть принято в январе.

Сейчас резиденты ТОРов уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу 7,6% в течение 10 лет после регистрации: в Пенсионный фонд России (ПФР) – 6%; в Фонд социального страхования – 1,5%; в Фонд обязательного медицинского страхования – 0,1%. Стандартная ставка – 30% (плюс 10% в ПФР с зарплат свыше определенного порога).

Это не вопрос доходов бюджета или ПФР, объясняет чиновник, зачастую резидентами ТОРа становятся компании, которые уже были зарегистрированы на этой территории, они не производят ничего нового.

Выпадающие доходы ПФР по резидентам ТОРов в 2016 г. составили 295,7 млн руб., сообщил представитель фонда. Оценки за 2015 г. нет, поскольку ТОРы существуют всего полтора года.

Требования к компаниям, которые хотят стать резидентами ТОРа, следует ужесточить, считает другой чиновник. Замена льготы для всех на адресную субсидию для отдельных видов деятельности вынудит бизнес конкурировать за эти средства и повышать эффективность, уверен он. Могут вырасти административные барьеры для предпринимателей, спорит третий чиновник, увеличение финансовой нагрузки приведет к росту себестоимости продукции или услуг, снижению конкурентоспособности и рентабельности.

Льготы для ТОРов

На Дальнем Востоке создано 12 ТОРов и еще три в моногородах в Ростовской и Иркутской областях и Татарстане. Для резидентов ТОРа предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса, таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к работе иностранцев, ограничены количество и продолжительность проверок.

За замену льготы выступает социальный блок при поддержке Минфина, говорит чиновник финансово-экономического блока. Против – Минэкономразвития. Пониженные страховые взносы для ТОРов создают привлекательные условия для инвесторов и стимулируют приток инвестиций, говорит представитель Минэкономразвития, эти преференции особенно важны для организаций, у которых основные расходы приходятся на оплату труда, высвобождаемые средства они смогут направить на развитие. В Минфине и Минвостокразвития не ответили на запрос.

Логика социального блока понятна: льгота по взносам – это чистые потери бюджета ПФР, рассуждает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. Логика Минфина сложнее, продолжает он: общая льгота неэффективна, а субсидия конкурирует с другими расходами, и если она оказывается неэффективной, то ее можно не давать и экономить.

Даже если такая льгота и востребована, то она ничего не приносит с точки зрения развития, отмечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: эффективные ТОРы и особые экономические зоны можно пересчитать по пальцам. Но с заменой льготы на субсидию есть риск злоупотреблений, предупреждает она: очень часто субсидии получают не те, кому это реально нужно, а те, кто в дружбе с распорядителями субсидий.

Льготы у предпринимателей лучше не изымать, считает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, правильнее сохранить деньги бизнесу, чем компенсировать расходы потом из бюджета субсидиями. Чиновники торопятся, нет никакой возможности придумать, как должны работать ТОРы и другие особые зоны, говорит Остарков, нужно подождать хотя бы 3–5 лет, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Наши предприниматели, конечно, привыкли ко всему, резюмирует он: «Но мы пытаемся в эти зоны зазывать иностранцев, а для них важна стабильность налоговых условий».