Как губернаторы должны будут выполнять майский указ Путина

Власти придумали, как оценивать регионы, осталось решить, как наказывать
Губернаторам придется очень постараться, чтобы отчитаться о достижении целей Путина/ Yuri Maltsev / Reuters

«Ведомости» ознакомились с проектом методики, по которой Кремль и правительство будут оценивать выполнение губернаторами программы президента Владимира Путина на этот срок – его майского указа и 12 нацпроектов. Подлинность копии документа подтвердили несколько региональных чиновников и один федеральный. Методика еще согласовывается, передал через представителя министр экономического развития Максим Орешкин.

Методика Минэкономразвития оценивает выполнение 14 из 15 ключевых показателей эффективности (KPI), которые были утверждены Госсоветом в конце декабря: число высокопроизводительных рабочих мест, производительность труда, зарплата, инвестиции, бедность и т. д. Главного показателя – доверия населения региона к президенту и губернаторам – документ не касается. Методику оценки доверия к власти готовит администрация президента, поясняет федеральный чиновник.

Минэкономразвития определило и показатели, которых должны добиться регионы для выполнения поставленных Путиным задач. Например, чтобы инвестиции достигли 25% ВВП России в 2024 г., в Новосибирской области они должны вырасти на 6,2%, в Санкт-Петербурге и Москве – на 6,1%. Наименьшего роста инвестиций министерство ждет от Сахалина и Ненецкого автономного округа – на 4,6 и 4,1% соответственно. Сильнее всего увеличить производительность труда должны Чечня и Ингушетия, а создать больше всего высокопроизводительных мест, свыше 2 млн в год, – Москва. Ей же предстоит и сильнее других увеличить занятость в малом и среднем бизнесе – более 3 млн человек ежегодно.

Для оценки уровня бедности (Путин поручил снизить его вдвое с 13,2% в 2017 г.) чиновники предлагают разделить регионы на три группы – где за чертой бедности проживает 10% населения, 20% и выше 20%. Первая группа регионов должна в 2024 г. снизить уровень бедности до 3,5–5%, вторая – до 5,1–9%, а третья – не меньше чем в 2–2,5 раза. Больше всего регионов во второй группе – 59, а в первой и третьей – по 13.

Губернаторы в прямом смысле рискуют головой, объясняет один из них. Ответственность за недостижение KPI еще обсуждается – от сокращения субсидий до появления в КоАПе нового штрафа для губернаторов и их увольнения по рекомендации специальной комиссии, рассказывает чиновник финансово-экономического блока. Введение штрафов обсуждается, подтверждает другой чиновник.

Власти многих регионов проектом методики остались недовольны. Ключевая их претензия – документ недостаточно учитывает особенности регионов. Ни экономические, ни территориальные, ни инфраструктурные, передала через представителя министр экономики Республики Коми Марина Анисимова. В Коми превалирует добывающая промышленность, экономика региона зависит от сырьевых рынков, а доля перерабатывающих и высокопроизводительных производств, напротив, низка, не хватает высококвалифицированных кадров, описывает она ситуацию. При этом от республики ждут появления в среднем 120 000 высококвалифицированных рабочих мест в год. Если применить проект методики к Коми, разрыв между целью и реально достижимым результатом будет большим, заключает Анисимова. А вот Пермский край поддерживает методику, говорит представитель региона.

Инвестиции нужно оценивать не в целом, как предлагает Минэкономразвития, а по тем отраслям, на которых специализируется регион, – они определены в концепции регионального развития, предлагает федеральный чиновник. Специфика региона учитывалась, указывает Орешкин: показатели инвестиций базируются на отраслевой структуре экономики региона и установленных правительством показателях роста инвестиций в отраслях. Бесполезно согласовывать каждый отдельный показатель, нужно согласовать общий подход, говорил в феврале и первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов.

«Довольными все быть не могут, целевые показатели амбициозны, значит, и показатели конкретного региона будут напряженными. Мы пытаемся добиться справедливых методик», – указывает Орешкин. Достигнуть показателей можно, но правительство должно быть готово слышать регионы и корректировать KPI в случае серьезного изменения макроэкономической ситуации, рекомендует замгубернатора одного из регионов. Минэкономразвития ждет предложений регионов, говорит Орешкин.

Проблема не в методике Минэкономразвития, а в самих KPI, считает главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. Регионы, безусловно, должны создавать новые рабочие места, повышать доходы и уровень жизни населения, но ради достижения KPI они будут формировать виртуальную реальность, «рисовать цифры», тем более если цель окажется недостижимой, рассуждает Зубаревич. Например, власти Тувы должны снизить уровень бедности с 41,5% в 2018 г. до 10% в 2024 г. Сначала регион был готов снизить бедность лишь на 20 п. п., но после подробного анализа признал, что готов снизить сильнее, говорила социальный вице-премьер Татьяна Голикова.

Регионы уже «рисовали цифры» в прошлую шестилетку Путина, чтобы отчитаться о выполнении его майских указов 2012 г. Например, по статистике, люди стали реже умирать от болезней, на лечении которых Путин поручил сосредоточиться, но чаще – от редких болезней и неустановленных причин, обращали внимание аналитики РАНХиГС. Пострадали тогда и бюджеты регионов, а также инвестиции, на росте которых теперь настаивают Кремль и правительство. Ради повышения зарплат, как требовал указ 2012 г., регионам пришлось резать бюджетные инвестиции и брать кредиты, что резко ухудшило ситуацию с их финансами. «Подход считать от достигнутого уже погубил нас в советское время, нужно думать, как подтянуть отстающих», – говорил в Сочи губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

Если в течение многих лет не удается решить проблемы региона, значит, дело либо в халатности его властей, либо в недостатке финансирования, считает губернатор одного из регионов, нужно решать эти проблемы, а не выставлять ключевые показатели. Сейчас на трансферты из федерального бюджета приходится почти 16% доходов регионов. Лучше ставить четкие числовые показатели, не согласен главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров: пусть регион и не достигнет их, но будет стремиться к ним. Для властей, которые не выполнят KPI, лучше вводить персональную ответственность, рекомендует он, поскольку сокращение субсидий приведет к падению доходов населения. Но губернатор не может повлиять на общую макроэкономическую ситуацию и конъюнктуру в стране и в мире, опасается глава еще одного региона.