Промышленность продемонстрировала неожиданно стремительный рост

Но откуда этот рост появился, эксперты понять не могут
Статистика выглядит странной: сумма показателей по отраслям никак не даст роста на 3,3%, максимум – на 2,8%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Промышленность продолжила движение по «американским горкам», комментирует в обзоре последние данные главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой. Выпуск вырос на 3,3% годовых в июне после 0,9% в мае, сообщил во вторник Росстат. С начала года рост был нестабильным: из четырех первых месяцев два месяца промышленность росла на 1% в годовом выражении, а два других ускорялась до более чем 4%.

Всего за II квартал рост промышленности ускорился до 3% с 2,1% в первом, сообщил Росстат, за первую половину 2019 г. выпуск увеличился на 2,6%.

Статистика оказалась значительно лучше ожиданий экономистов. Консенсус-прогноз «Интерфакса» на июнь был 2,3%. Ускорение в июне не стало сюрпризом из-за календарного фактора, указывает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин, но он обеспечил лишь 0,9 п. п. ускорения по сравнению с маем. В мае 2019 г. было на два рабочих дня меньше, чем в мае 2018 г., а в июне – всего на один. Индустрия ускорилась в июне за счет обрабатывающих секторов и роста производства СПГ, пишет в комментарии Минэкономразвития, существенно улучшилась ситуация в машиностроительной и химической отраслях.

Статистика выглядит странной, удивляется замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: сумма показателей по отраслям никак не даст роста на 3,3%, максимум – на 2,8%. В целом темп роста резко выбивается из общей ситуации в экономике – внутренний спрос слабый, внешний почти не растет, конъюнктурные проблемы (например, с грязной нефтью) еще не исчезли, рассуждает он. Неожиданной статистику считает и директор по инвестициям ИК «Локо-инвест» Кирилл Тремасов. В условиях ухудшения деловой конъюнктуры в обрабатывающей промышленности (индекс PMI, характеризующий деловую активность в обрабатывающей промышленности, в июне снизился с 49,8 до 48,6 – минимума с июля прошлого года), глубокого провала в секторе грузоперевозок по железным дорогам (в июне упали на 5,4% годовых), замедления роста добычи нефти из-за сделки ОПЕК+ «Росстат умудрился зафиксировать мощное ускорение по промышленному сектору в целом», указывает он.

В обрабатывающей промышленности рост ускорился до 3,4% годовых после падения на 1% в мае и за полугодие составил 1,9%. Темпы роста добычи, наоборот, замедлились с 2,8% в мае до 2,3% в июне – в основном из-за падения добычи угля и замедления роста добычи нефти, говорит Полевой. За полугодие добыча выросла на 4%. Совершенно непонятно, откуда такие темпы роста в добывающих отраслях, указывает Тремасов, по данным самого Росстата, добыча нефти выросла за полгода на 2,5% годовых, газа – на 2,9%, угля – на 3,4%.

В среднем со снятой сезонностью промышленность растет примерно на 0,2% в месяц, оценивает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Начинает сказываться реализация нацпроектов и прочих мер бюджетной поддержки, считает Долгин, по предварительным данным Минфина, в июне расходы федерального бюджета по статье «Национальная экономика» выросли на 18% в годовом выражении после снижения на 4% за первые пять месяцев. По итогам года в бюджет заложен рост этих расходов примерно на 30%, напоминает он: «Вопрос – что будет происходить за пределами крупных госпроектов».

В целом с начала года растет половина секторов, отмечает ­Миронов, но, чтобы экономика показывала оживление, должно расти не менее двух третей. Возможно, пока экономику двигают несколько крупных проектов, остальная ее часть стагнирует или даже сжимается, скептична главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.