Путин попросил ФАС еще раз проверить рост тарифов ЖКХ

Но несмотря на него, отрасль по-прежнему остается недофинансированной
Потребители более чем вдвое переплачивают за коммунальные услуги, признавал сам Артемьев/ Ярослав Чингаев для Ведомостей

Люди постоянно обращают внимание на необоснованный, по их мнению, рост тарифов ЖКХ, сказал руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву президент России Владимир Путин. Случаев завышения все меньше – с 2016 г. их число сократилось почти в 3 раза до 498 в 2018 г., заверил Артемьев: дыры в законе закрыты, а многолетняя история, позволявшая муниципалитетам и регионам завышать тарифы, завершена. Если бы была завершена, люди на это не жаловались бы, поспорил с ним Путин.

В 2019 г. тарифы ЖКХ повышались дважды из-за роста НДС: первый раз – в январе на 1,7%, а второй – в июле на 2,4%. В последующие годы тарифы будут традиционно индексироваться один раз. Но в этом году у многих людей появилась новая строчка в квитанции или даже отдельная платежка – за отходы. В 2019 г. Россия (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) перешла на новую систему обращения отходов, и люди стали отдельно платить за вывоз мусора. Именно на этот тариф и жаловались президенту в ходе прямой линии жители Омска. Вице-премьер Алексей Гордеев заверял, что тарифы для населения за вывоз мусора в ближайшее время изменятся: люди будут платить не по нормативам, а за фактически накопленный мусор.

Потребители более чем вдвое переплачивают за коммунальные услуги, признавал сам Артемьев еще в марте 2019 г. Наиболее бедные слои населения тратили на оплату услуг ЖКХ в 2016–2018 гг. более половины всех расходов на услуги, говорилось в исследовании Аналитического центра при правительстве.

В 2018 г. ФАС проверила почти все региональные тарифные органы, выдала 86 предписаний, рассмотрено 225 заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В результате из валовой выручки регулируемых организаций было исключено необоснованных 17,5 млрд руб. (на 235% больше по сравнению с 2017 г.), отметил он, это позволило довести тарифы до экономически обоснованного уровня, снизив необоснованную тарифную нагрузку на потребителей, в том числе людей.

Предприятия ЖКХ остаются убыточными. С 2010 г. расходы предприятий коммунального сектора стабильно больше их доходов, указывали эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), главная проблема – в тарифах на коммунальные ресурсы, не покрывающих текущие издержки.

Инвесторы обычно интересуются ЖКХ, поскольку это монополия с практически гарантированным сбытом, но в России случаи привлечения финансовых средств единичны, пишет ЦСР. С начала года в ЖКХ было заключено только три концессии (всего действующих в ЖКХ концессий – 146), подсчитывала Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в июне. В 2020 г. инвестиции в секторе коммунальных концессий будут только снижаться, ждут аналитики НАКДИ. При таких условиях у инвесторов нет желания вкладывать деньги в отрасль, за которую борются инвесторы в других странах, говорит исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик.

Коммунальный платеж не должен быть слишком высоким для людей, согласен заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн. Но система водоснабжения и водоотведения нуждается в модернизации: исходя из данных Росстата нормативам соответствует лишь 60% воды, которая поставляется водоканалами. Инфраструктура в ЖКХ – от сетей до котельных – изношена в среднем на 90%, сообщала ранее управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова, деньги на новую неоткуда взять, кроме как из тарифов. В водоснабжении и водоотведении финансовая ситуация и вовсе критическая, предупреждали аналитики ЦСР.

За электроэнергию население платит ниже ее себестоимости. Разницу энергетическим компаниям компенсирует бизнес через повышенные платежи: это стоит ему около 250 млрд руб. в год. Системой недовольны крупные промышленные предприятия, на которые ложится большая часть дополнительных затрат. Электричество занимает 14% всех платежей за ЖКУ, или около 1,4% совокупного семейного дохода российского домохозяйства, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. И снижение цен на электроэнергию для населения экономически нецелесообразно, считает он.

Тепло же населению обходится дорого из-за того, что его потребление слишком велико, говорит руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Нужно не повышать тариф, а, например, снижать потребление, реконструируя многоквартирные дома, считает она.

Тарифы – это инструмент, балансирующий необходимые затраты с интересами населения, сказала Бик. Если население не может потянуть определенный уровень тарифов, нужно жить по средствам, но честно предупреждать, что модернизация коммунальной инфраструктуры будет осуществляться не в полной мере, говорит она. Пока же потребности на обновление устаревших сетей со стороны региональных и муниципальных властей рассчитываются по максимуму, в итоге тариф нужен высокий, а когда инвестор начинает работать, он сталкивается с протестом населения и снижением тарифа, заключает Бик.