Минпромторг предложил установить квоту на госзаказ российских товаров в 50%

И отдельно поддержать конверсию в оборонной промышленности
Проект предлагает обязать госзаказчиков отдавать российским производителям и поставщикам определенную долю заказа/ Максим Стулов / Ведомости

Нужно ввести временную экономическую поддержку производителей российских товаров, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выпускающих продукцию гражданского назначения, через госзаказ, следует из проекта постановления правительства. На прошлой неделе Минпромторг направил его для обсуждения в Минфин, Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность подтвердил федеральный чиновник.

Проект предлагает обязать госзаказчиков отдавать российским производителям и поставщикам определенную долю заказа: 30% общих годовых закупок в 2020 г. и уже 50% в 2021 г., в том числе потребовать часть квоты отдавать именно производителям ОПК.

Также предлагается проводить торги только для российских производителей, а если они будут признаны несостоявшимися, организовывать повторные – уже для всех.

Представители Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы «Ведомостей».

ФАС не поддерживает предложение Минпромторга, заявил «Ведомостям» замруководителя службы Михаил Евраев. Введение квотирования для заказчиков с обязанностью выкупа определенной доли только у предприятий ОПК поделит российские предприятия на более российские и менее, что, конечно, странно, отмечает Евраев. «Одно дело, когда мы предоставляем преференции отечественной продукции по отношению к иностранной, а другое дело – вводить искусственные ограничения для отечественных предприятий. Это нанесет ущерб добросовестной конкуренции и негативно отразится на экономике и качестве контрактов», – объяснил он. Появятся вопросы и к качеству продукции, и к достаточному обеспечению потребностей заказчиков, опасается Евраев. «Предложение существенно усложнит всю систему закупок. Не ясно, как заказчики в принципе смогут выполнять такие требования», – отметил Евраев.

В 2018 г. государство потратило на закупки почти 8,4 трлн руб. С 2019 г. начались закупки для выполнения нацпроектов. За пять лет федеральный бюджет потратит на них 13 трлн руб., а еще 5 трлн руб. – региональные власти.

Власти ищут способы получить максимальную отдачу от этих расходов. Еще в апреле помощник президента Андрей Белоусов поддержал требование закупать под нацпроекты отечественное оборудование и рекомендовал Минпромторгу составить список подходящего российского оборудования и перечень законов, которые нужно будет изменить для введения новых правил.

По расчетам Минпромторга («Ведомости» ознакомились с их копией, подлинность подтвердил чиновник), российские производители могли бы обеспечить нацпроекты продукцией на 4,5 трлн руб.

Впрочем, параллельно идет дискуссия о том, чтобы, напротив, упростить доступ иностранцев к госзаказу. В июле вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи и ФАС заменить прямой запрет на участие иностранцев в госзаказе на другие способы поддержки отечественного производителя. Пока для государственных нужд нельзя закупать, например, иностранные легковые автомобили и мебель. Иностранное программное обеспечение можно покупать, только если нет его российских аналогов. Для закупок лекарств и медизделий действует правило «третий лишний» (иностранный поставщик не допускается к конкурсу, если заявки подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза). А для закупок продовольствия и других товаров действуют ценовые преференции и в исключительных случаях – правило «третий лишний». Импортозамещение снижает конкуренцию на госторгах, растут цены, а качество продукции снижается, предупреждал еще в 2016 г. бывший замминистра экономического развития Евгений Елин.

Но президент России Владимир Путин поручал провести диверсификацию ОПК. А к 2030 г. довести долю гражданской продукции до 50% от всего выпуска ОПК. Минпромторг предлагает выполнить поручение в том числе с помощью госзакупок.

Вряд ли министерство предлагает закупать дорогую авиационную технику или суда, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но многие предприятия отрасли выпускают менее дорогую технику – например, для нужд городского хозяйства, системы безопасности и др., говорит он.

Прежде всего речь идет о радиоэлектронике как одном из самых быстрорастущих сегментов гражданского рынка, говорит представитель «Ростеха». Например, «Ростех» производит такое медицинское оборудование, вычислительную технику, программно-аппаратные комплексы и проч. Но отечественные продукты остаются недооцененными, им сложно занимать ниши на рынке, где десятилетиями превалировали зарубежные производители, сетует представитель госкорпорации: «Это проблема всех отечественных производителей без исключения». Так, на рынке систем хранения данных (в 2018 г. оценивался в $400 млн) на отечественных производителей по количеству поставок приходится около 40%, но их доля в выручке лишь 10%, говорит представитель «Ростеха», несмотря на наличие отечественных аналогов, госзаказчики покупают иностранную продукцию по более высокой цене.

Идея правильная, поддерживает депутат Госдумы и председатель комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев. Предложение обсуждалось в бюро Союза машиностроителей России и экспертным советом Госдумы по развитию предприятий радиоэлектроники, знает он. Выпуск по гособоронзаказу снижается второй год, а экспорт продукции ОПК не растет, жалуется Гутенев, правильно поддержать диверсификацию ОПК и для экономики, а также технологической и национальной безопасности. Мера приведет к удвоению производства товаров электронно-компонентной базы к 2024 г., рассчитывает Гутенев.

Не ясно, поможет ли механизм конверсии, но без господдержки нарастить выпуск гражданской продукции в ОПК не получится, говорит Макиенко.

Система госзакупок традиционно понимается как «бизнес для государства», но в России и заказчиком, и поставщиком выступают государственные организации, отмечают эксперты Центра стратегических разработок. В этом сегменте государство в лице уполномоченных юридических лиц само у себя заказывает продукцию и само же себе поставляет.