Bloomberg: Brexit уже обошелся Великобритании в $170 млрд

Борис Джонсон пытается побыстрее минимизировать урон экономике
Премьер-министр Борис Джонсон (на фото за рулем трактора) стремится минимизировать урон британской экономике от Brexit/ Ben Stansall / AFP / Pool via Reuters

Решение о выходе Великобритании из Евросоюза, принятое на референдуме в июне 2016 г., уже обошлось ей в 130 млрд фунтов ($170 млрд), выявило исследование Bloomberg Economics. К концу 2020 г. урон может достичь 200 млрд фунтов ($262 млрд), так как неопределенность относительно торговых отношений страны с блоком сохраняется. 

Исторически между экономическим ростом Великобритании и других стран «большой семерки» наблюдалась сильная корреляция. Но после референдума о Brexit она нарушилась, выяснили специалисты Bloomberg Economics. В результате британская экономика стала отставать от экономики других развитых стран, и теперь она на 3% меньше, чем могла бы быть при сохранении прежних отношений с ЕС. 

Великобритания скорее всего покинет блок в конце января благодаря уверенной победе консервативной партии премьер-министра Бориса Джонсона на досрочных выборах в конце 2019 г. Но после этого начнется переходный период, в течение которого страна должна заключить новое торговое соглашение с ЕС. Джонсон настаивает, что переходный период должен завершиться в конце 2020 г. Европейские же чиновники уже не раз предупреждали, что за такой короткий срок невозможно тщательно обсудить все вопросы; они хотели бы продлить его до конца 2022 г.

В среду, 8 января, Джонсон впервые встретился с новым председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Во время переговоров премьер заявил, что Великобритания хочет заключить «обширное торговое соглашение, касающееся товаров, услуг и сотрудничества в других сферах». Но он настаивает, что страна не будет соблюдать правила европейских регуляторов и подчиняться Европейскому суду. Ранее Джонсон также заявлял о намерении изменить закон о государственной помощи и правила госзакупок, чтобы помочь британскому бизнесу. 

В свою очередь фон дер Ляйен отметила, что заключить комплексное соглашение к концу года «в принципе невозможно», и предположила, что летом стороны могут поднять вопрос о продлении переговоров. В Брюсселе подозревают, что Лондон может принять протекционистские меры или попытаться получить несправедливое конкурентное преимущество, пишет Financial Times, поэтому фон дер Ляйен предупредила, что ЕС будет защищать свой общий рынок и таможенный союз, а торговое соглашение должно предусматривать «отсутствие пошлин, квот и демпинга». 

На следующий день, 9 января, главный переговорщик ЕС по Brexit Мишель Барнье предупредил, что Брюссель не пойдет на уступки и будет требовать от Великобритании соблюдать требования европейских регуляторов, если она хочет договориться о свободной торговле. По его словам, правила господдержки бизнеса имеют «ключевое» значение в вопросе сохранения честной конкуренции: «Я надеюсь, что все это четко поняли». 

В марте британское правительство представит проект бюджета. Министр финансов Саджид Джавид пообещал «десятилетие обновления» для страны, снижение налогов и увеличение займов ради инвестиций. Но эти меры вряд ли помогут компенсировать удар по уверенности потребителей и бизнеса, нанесенный в 2016 г., считает Дэн Хансон из Bloomberg Economics: «Цена Brexit, вероятно, продолжит расти с каждым годом». 

В конце 2017 г. FT, используя несколько методик, посчитала, что за прошедшие после референдума по Brexit полтора года ВВП Великобритании оказался примерно на 0,6–1,3%, или в среднем на 0,9%, меньше, чем мог бы быть, если бы страна проголосовала за членство в ЕС. При тогдашнем ВВП в 2 трлн фунтов потеря 0,9% составляла 18 млрд фунтов ($23,5 млрд). Теперь после референдума прошло 3,5 года, и оценка Bloomberg Economics в 130 млрд фунтов ($170 млрд) показывает, что потери оказались гораздо больше.