Счетная палата раскритиковала работу исполнительной власти

Цели ставятся неверные и не достигаются
Ранее Счетная палата в лице Алексея Кудрина (на фото) активно критиковала правительство за то, что оно слишком медленно тратит бюджет/ Андрей Гордеев / Ведомости

Счетная палата провела стратегический аудит 17 федеральных министерств и семи служб и пришла к неутешительным выводам: у системы государственного управления проблемы с целеполаганием. В их планы включено достижение чуть больше половины (55%) показателей национальных проектов и около четверти (26%) показателей программ, за которые они отвечают. Проблема – в системе планирования показателей, ее нужно пересмотреть, пишет Счетная палата в отчете о работе министерств и ведомств в 2019 г. («Ведомости» ознакомились с копией, представитель госаудитора подтвердил ее содержание).

Даже тех целей, которые министерства устанавливают для себя, они не достигают, констатирует Счетная палата. Так, в 2017 и 2018 гг. не был достигнут каждый пятый показатель. Например, Минфину не удалось выполнить план привлечения внебюджетных инвестиций в проекты «Сколково» (план – 8,5 млрд руб., факт – 4 млрд в 2017 г. и 9,2 млрд и 6,9 млрд в 2018 г.) и повышения качества кредитного портфеля ВЭБа (в 2018 г. было погашено 51,2% задолженности по кредитам вместо 66%). Минприроды не справилось с оздоровлением лесов (план – 14,2% от поврежденной площади, факт – 3,7%) и созданием новых рабочих мест (1000 вместо 5000). Иногда информация в отчетах не соответствует действительности, выяснила Счетная палата. Так, в отчетах семи министерств и ведомств о реализации шести национальных и 25 федеральных проектов говорится, что рисков и проблем не выявлено. Хотя чиновники нарушали сроки мероприятий.

Ранее Счетная палата активно критиковала правительство за то, что оно слишком медленно тратит бюджет. Всего в 2019 г. оно не успело потратить 1,12 трлн руб., сообщал Минфин, план расходов был выполнен лишь на 94,2%. А из 1,75 трлн руб., выделенных на нацпроекты, не было потрачено 150 млрд, или 8,6%.

Управление министерствами и ведомствами и оценка их эффективности не связаны с достижением национальных целей, говорится в отчете. Не до конца внедрены методы оценки, насколько бюджетные расходы помогали достигнуть национальных целей. Счетная палата предлагает разработать методику оценки влияния органов власти на нацпроекты и проводить ее во время правительственного часа. А также наладить механизм сбора информации об удовлетворенности общества работой чиновников.

Министерства не заинтересованы публично сами себя пороть, говорит профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов, они сами придумали эти цели, поставили себе их и решили, как их достигать. Но цели нацпроектов и госпрограмм не всегда становятся формальными целями министерств и ведомств, часто они отражаются как необходимые для этого мероприятия – принятие законопроектов, создание инфраструктуры и проч., рассказывает Сафонов.

Контролем за достижением целей и оценкой эффективности не должно заниматься одно отдельное ведомство, полагает Сафонов: при каждом проектном офисе нужна группа мониторинга. Системная проблема российского госуправления – низкая политическая конкуренция, из-за которой включается бюрократическая логика, считает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. В мире о реальных изменениях говорят конкурирующие политики, апеллирующие к избирателям, а в России отчитываются о потраченных ресурсах, а не о достигнутых результатах, отмечает он.

Представители правительства, Минфина и Минприроды не ответили на запросы «Ведомостей».