Минэк разморозил главный инвестрежим после почти двухлетней паузы

Ведомство подписало СЗПК со структурой Романа Троценко на 74 млрд рублей
В Минэкономразвития уверены, что в реализации крупных проектов заинтересован не только бизнес, но и регионы/ Андрей Америков / ТАСС

Минэкономразвития заключило первое соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) после почти двухлетнего перерыва. Об этом «Ведомостям» сообщил замминистра экономического развития Мурат Керефов.

Инвесторы получили возможность заключать соглашения, которые гарантируют неизменность налоговых условий и возмещение затрат на инфраструктуру, в октябре 2020 г. после принятия закона о СЗПК. При этом с апреля прошлого года механизм не работал из-за окончания действия временных правил заключения соглашений и срыва сроков запуска государственной информсистемы (ГИС) «Капиталовложения». Пока механизм был заморожен, в Минэкономразвития сменился куратор реформы: замминистра Андрей Иванов ушел с поста в феврале 2022 г., на его место пришел Керефов, также было расформировано АНО «Агентство инвестиционного развития» – уполномоченная организация по сопровождению проектов. До 1 апреля власти успели заключить 36 соглашений с общей суммой инвестиций 1,3 трлн руб.

Первое соглашение после перезапуска заключено с компанией «Промышленные технологии» (входит в структуру АЕОН Романа Троценко) – она планирует построить в Волгоградской области завод по производству метанола, сообщил представитель Минэка. Объем инвестиций в проект составит 74 млрд руб. Предприятие станет одним из первых якорных инвесторов новой особой экономической зоны «Химпром», сообщил собеседник: это позволит не только развить промышленный потенциал региона, но и создать 500 рабочих мест.

По новым правилам, которые были утверждены в сентябре этого года (они заключаются через ГИС «Капиталовложения»), подано шесть заявок от инвесторов, отметил Керефов. По его словам, в их числе проекты в сфере сельского хозяйства, промышленности, переработки, в разработке также есть инициативы в сфере туризма.

Большинство заявок, поданных до 1 апреля 2021 г., рассмотрены ВЭБом – там есть замечания и предложения, которые прорабатываются совместно с компаниями, отметил Керефов. Инвесторы актуализируют финансовую модель и готовят документы в соответствии с утвержденными правилами: для них действует переходный период до конца этого года, а затем нужно будет заново подавать заявку через ГИС, пояснил замминистра. «Внешние условия в виде санкций тоже вносят коррективы в планы компаний – некоторым инвесторам приходится перестраивать внешние логистические цепочки, пересобирать проект, но все это идет в динамичном режиме», – отметил Керефов.

Как поменялся режим

Порог для входа в инвестпроекты с этого года существенно повышен: для проектов федерального уровня в области здравоохранения, образования, культуры и спорта – с 250 млн до 750 млн руб., для пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, цифровой экономики – с 500 млн до 1,5 млрд руб., для обработки и транспорта – с 1,5 млрд до 4,5 млрд руб., для остальных отраслей – с 5 млрд до 10 млрд руб. Если стороной СЗПК является субъект Российской Федерации, то минимальный порог инвестиций – 200 млн руб. При этом теперь в стоимости проекта будут учитываться не только собственные, но и заемные средства.

Около 10 заявок находятся в высокой стадии готовности и рассматриваются к возможному подписанию до конца года, сообщил представитель госкорпорации ВЭБ.РФ, которая является агентом правительства по заключению СЗПК. Остальные предложения находятся в различной стадии готовности, в силу длительного перерыва в работе механизма некоторые проекты уже реализовались и заключение СЗПК по ним не представляется возможным, ряд заявителей самостоятельно отозвали свои заявки, сообщил представитель ВЭБа.

«В целом мы оцениваем работу механизма положительно и отмечаем высокую заинтересованность бизнес-сообщества», – добавил собеседник.

В апреле прошлого года первый вице-премьер и идеолог механизма Андрей Белоусов отмечал, что помимо уже подписанных соглашений Минэк получил заявки компаний для реализации еще 73 новых проектов на сумму 1,6 трлн руб. К концу 2024 г. власти планировали подписать порядка 600 таких соглашений с общим объемом инвестиций 12,6 трлн руб.

Подписание новых СЗПК – это результат проведенной донастройки механизма, отметил представитель секретариата Белоусова. «Рассчитываем на его востребованность бизнес-сообществом», – добавил он.

Потенциал есть

Одно из ключевых изменений, которые коснулись СЗПК, – это полномочие субъектов фактически блокировать заключение соглашений, если региональные власти по каким-то причинам сочтут реализацию СЗПК экономически нецелесообразной. По сути, это означает отмену заявительного порядка заключения соглашений, что изначально было одним из ключевых принципов инструмента.

По словам Керефова, эта норма была самой дискуссионной при подготовке изменений в закон. Минэк пока не фиксирует злоупотреблений «правом вето» со стороны регионов на реализацию проектов – субъекты проводят анализ эффективности использования бюджетных средств в соответствии с рекомендациями Минфина, отметил замминистра. Это право не является для бизнеса ограничивающим фактором или шлагбаумом – субъекты заинтересованы, как правило, в реализации крупных инвестиционных проектов на своей территории, потому что потенциальная экономическая выгода (доходы бюджета за счет будущих налогов, новые рабочие места) всегда превышает расходы, считает замминистра. «Мы, наоборот, видим положительные примеры, когда достаточно крупные проекты планируется реализовывать в регионах – они исчисляются десятками миллиардов рублей, положительные заключения по ним уже получены. Пока мы не видим никаких негативных сценариев, хотя я допускаю, что они могут возникнуть», – добавил Керефов.

Минэк планирует и дальше развивать механизм, отметил Керефов. «В следующем году нужно донастроить порядок заключения соглашений в части публичной проектной инициативы, когда регион является инициатором проектов и предлагает инвесторам его реализовать через конкурс», – отметил он. Кроме того, возникает также вопрос расширения условий стабилизационной оговорки. «Будет запрос от бизнеса, будем смотреть. Важно изучить правоприменительную практику», – пояснил замминистра.

Интерес со стороны бизнеса

Для инвесторов инструмент СЗПК по-прежнему актуален, отметила вице-президент РСПП Мария Глухова: есть достаточно высокий интерес компаний к его использованию. Два базовых преимущества механизма – стабилизационная оговорка и компенсация расходов на инфраструктуру – позволяют не откладывать важные инвестпроекты «на потом», добавила она. Несколько преждевременно давать прогноз по возможному объему инвестиций в проекты в формате СЗПК, но перезапуск механизма – важный шаг для минимизации риска полноценной инвестиционной паузы, отмечает Глухова. «Что касается донастройки механизма, есть вопросы, которые мы откладывали для дальнейшей дискуссии, например по сочетанию СЗПК с другими инструментами поддержки, но, возможно, дополнительные темы появятся по итогам заключения нового пакета», – добавила она.

СЗПК обладает потенциалом стать одним из эффективных решений, позволяющих задействовать в российской экономике ликвидную часть доступного внебюджетного капитала, в том числе из банковского сектора, отмечает генеральный директор Агентства защиты инвестиций Сергей Рыбаков. По его словам, инструмент может оказаться особенно востребованным бизнесом в текущих обстоятельствах, так как стабилизационная оговорка повышает прогнозируемость и эффективность инвестиций. Задержка с перезапуском механизма была связана прежде всего с необходимостью точной настройки нормативно-правового регулирования – Минэк учел мнения всех заинтересованных сторон, в том числе бизнеса, регионов и банков, отметил Рыбаков. При этом ряд вопросов еще требует урегулирования, в первую очередь это касается корректировки порядка возмещения понесенных в рамках инвестиционных проектов затрат, считает он.

В действующих условиях СЗПК может быть еще одним значимым инструментом поддержания и роста инвестиционной активности, так как правовая и экономическая неопределенность – это исторически важный фактор, снижающий объем долгосрочных инвестиций, отметил глава практики инфраструктуры и ГЧП юрфирмы Better Chance Александр Долгов. В нынешних условиях защита от изменяющихся условий будет цениться инвесторами сильнее, чем когда-либо, добавил он. По словам Долгова, сейчас сложно достоверно дать прогноз по объему средств, инвестируемых в экономику с его использованием, так как обновленный механизм СЗПК находится только в стадии запуска.

Соглашение фактически является одной из разновидностей квази-ГЧП, формы государственно-частного партнерства, когда права и обязанности по соглашению распределяются между частным инвестором и публичной стороной, отметила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. Стабилизация регуляторной среды при реализации крупного инвестиционного проекта является одним из основных факторов при принятии решения о реализации проекта со стороны частного инвестора, поэтому механизм поможет российским инвесторам планировать свою деятельность в текущих условиях, добавила она.

Актуальность инструмента для бизнеса можно оценить по спросу и его активному интересу в части регуляторных изменений, отмечает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов. Теперь СЗПК стал доступнее для более широкого круга проектов, так как компании, желающие заключить СЗПК, могут учитывать в качестве капиталовложений заемные средства, добавил он.