Чемезов помог удвоить стоимость "АвтоВАЗа"

Меньше чем за месяц цена обыкновенных акций компании выросла на бирже на 90% - либо это игры "Тройки диалог" и других акционеров, либо ставка инвесторов на оферту "Ростехнологий".
С.Николаев

Акции «АвтоВАЗа» сегодня стали лидерами роста на российских биржах, подорожав на 28%, а с середины августа их стоимость почти удвоилась. Мнения участников разделились - либо это "показательный разгон" котировок акционерами, либо надежды инвесторов на оферту "Ростехнологий".

В среду после роста более чем на 28% котировки обыкновенных акций компании немного откатились, после 15.00 МСК показывая рост на 26,9%, привилегированные выросли на 19,51%. С середины августа акции подорожали на 89 и 65% соответственно до 25,35 и 5,66 руб.

«У меня нет разумного объяснения, - говорит трейдер ФК «Уралсиб» Андрей Кукк. - Бумага не очень ликвидная, а это помогает творить чудеса с ценами. Похожим образом иногда себя ведет «Транснефть», недавний пример - «Ростелеком». На мой взгляд, фундаментальных предпосылок для такого роста нет». Другие участники рынка также не делают ставку на фундаментальные факторы – если только кто-то случайно не узнал, что компания сделала хорошую машину, шутят трейдеры.

Одна из хороших новостей для компании – обещание премьера Путина повысить пошлины на иномарки, но для такого роста этого недостаточно.

Цель – 40 руб. за акцию?

Аналитик «ТКБ капитала» Артем Лаврищев считает, что ажиотажный спрос на акции автопроизводителя связан с оценкой компании перед допэмиссией. Информации от компании на этот счет не поступало, но были анонсированы изменения структуры акционеров и сумма, которую внесет Renault. «В два этапа Renault внесет 114 млн и 126 млн евро. При этом доля этой компании – 25% и 1 акция – сохранится, ранее гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов сказал об увеличении их доли выше 43% (голосующих бумаг)», - говорит Лаврищев.

Исходя из этих данных, эксперт посчитал, что акционеры оценивают обыкновенную акцию «АвтоВАЗа» примерно в 40 руб. Этот расчет – одна из возможных причин спроса на эти бумаги, подтверждают другие участники рынка.

Но миноритарным акционерам, покупающим сейчас акции, конкретной выгоды оценка в 40 руб. не принесет, считает аналитик. Возможно, кто-то решил, что после увеличения доли «Ростехнологий» выше уровня 30% госкомпания будет вынуждена объявить оферту миноритариям. Но так как увеличение произойдет не за счет покупки акций у других акционеров, а в ходе участия в допэмиссии, такого обязательства у «Ростехнологий» не возникнет, говорит Лаврищев. Поэтому инвесторам стоит задуматься, что они потом будут делать со своими акциями.

"Тройка" и другие

Не исключено, что котировки продолжат рост, - до планки 40 руб. еще далеко, говорят трейдеры, но в итоге ситуация может обернуться игрой «кто окажется последним дураком». По словам трейдера «ТКБ капитала» Александра Бохина, заявки на покупку акций «АвтоВАЗа» идут от обычных клиентов. Кто-то из них уже успел зафиксировать прибыль и выйти из этих бумаг.

Трейдер крупной инвесткомпании говорит, что не удивится, если часть объема торгов «рисованная»: «Все это выглядит больше как некое показательное выступление, нежели как профессиональная покупка акций. Годами объем торгов бумагой был в 10 раз меньше, а тут Владимир Путин сел за руль – и всем понадобилось? Так не работают». Другой версией он называет скупку допэмиссии «АвтоВАЗа» акционерами - «Тройкой диалог», Renault и «Ростехнологиями». «Хотя кому нужна бумага по 40 руб., когда она в течение года никому не нужна была по 13 руб.?" – недоумевает трейдер. Трейдеры "Тройки" не комментируют ситуацию с "АвтоВАЗом".