Правительство намеревается создать финансового мегарегулятора

Реформа финансового сектора скоро может сдвинуться с мертвой точки. Совет по финансовым рынкам при президенте обсудит объединение федеральных служб по финансовым рынкам (ФСФР) и страхового надзора (ФССН)
Чиновники хотят, чтобы у финансового рынка был один регулятор. Станет ли им глава ФСФР Владимир Миловидов?/ М. Стулов

Кризис подтвердил необходимость более глубокого анализа системных рисков и консолидация регулирования и надзора может стать одним из шагов в этом направлении, заявил вчера на финансовом форуме «Ведомостей» вице-премьер Алексей Кудрин. По его словам, старая идея об объединении ФСФР и ФССН остается на повестке дня. «Я думаю, что перспектива объединения как минимум двух структур для того, чтобы унифицировать инструмент регулирования, у нас есть», – уточнил он, но возможность объединения Центробанка обсуждать не стал. В конце этого года – начале следующего идея будет обсуждаться на совете по финансовым рынкам при президенте, заявил Кудрин, а процесс объединения может быть запущен через год-два.

Инициатор объединения – Минфин, знает чиновник аппарата правительства. На базе какого ведомства оно произойдет, еще не ясно, но Минфин уже предлагает передать контроль за новой структурой ему, говорит чиновник, вопрос о том, чтобы передать новому ведомству и контроль за банками, пока не поднимался.

Впервые идею создания мегарегулятора высказал в начале 2000-х депутат Госдумы Виктор Плескачевский. Он предлагал постепенно объединить всех финансовых регуляторов, в том числе и ЦБ. «В 2003 г. правительство высказалось против этой идеи», – вспоминает Плескачевский.

Формально такой регулятор был создан в 2004 г., когда на месте Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) была создана ФСФР. Она получила в наследство от предшественницы контроль и лицензирование профучастников фондового рынка и контроль за соблюдением законодательства о ценных бумагах, от Минфина – контроль и надзор за инвестированием пенсионных накоплений, а от антимонопольного ведомства – контроль за биржами.

Руководитель ФСФР Олег Вьюгин хотел преобразовать службу в мегарегулятора, но ЦБ не отдал надзор за банками. В 2006 г. правительство утвердило стратегию развития финансового рынка до 2008 г., где говорилось о необходимости проработать вопрос объединения полномочий. ФСФР должна была подготовить доклад о переводе полномочий по контролю и надзору, «в том числе в страховой и банковской сферах», но не нашла поддержки. Против выступили Минфин и Минэкономразвития, вспоминает руководитель ФСФР Владимир Миловидов. В 2009 г. вопрос о создании мегарегулятора предлагал рассмотреть помощник президента Аркадий Дворкович.

Миловидов поддерживает объединение: это движение к мегарегулятору. Он отмечает, что на недавнем совете по финансовым рынкам обсуждалась тема регулирования бесконтрольных сегментов рынка – ломбардов, Forex, микрофинансирования и прозвучала идея передать регулирование этих сфер объединенной инстанции. Финансовому рынку, по мнению Миловидова, нужна унификация стандартов надзора и объединение служб помогло бы этому.

А вот страховщикам идея явно не по душе. «Время для таких реформ еще не настало, – говорит топ-менеджер крупного страховщика, в прошлом чиновник. – Регулирование страхового рынка и пенсионных фондов существенно отстает от банковского». Сначала надо разработать единые требования, согласен Миловидов.

Президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим считает, что с идеей мегарегулирования можно подождать 4–5 лет. У Страхнадзора хватает забот, говорит Кигим: только что принят закон о банкротстве страховщиков, готовится переход на электронный документооборот и др., и передача мегарегулятору функций страхового надзора замедлит эти процессы.

Создание мегарегулятора обсуждается давно, это общеевропейская тенденция, напоминает руководитель ФССН Александр Коваль, оговариваясь, что «пока никаких документов [об этом] нет». Коваль видит как плюсы, так и минусы объединения: не будет проблем с получением документов от участников рынка из смежных отраслей, но проблем у страховщиков станет больше.

Давно назрела необходимость объединения, это логичный путь развития, ведь все участники финансового рынка, кроме страховщиков и банков, объединены под эгидой ФСФР, отмечает экс-председатель ФКЦБ Игорь Костиков. «Это один из шагов по созданию мегарегулятора, причем один из очевидных и безобидных с точки зрения сложных изменений в регулировании, – рассуждает зампред правления Сбербанка, бывшая замминистра финансов Белла Златкис. – У страхования и управления [ценными] бумагами много общего, тем более что в страховом бизнесе управление резервами идентично деятельности, которую регулирует ФСФР».