Финансы
Бесплатный
Ольга Кувшинова
Статья опубликована в № 2765 от 29.12.2010 под заголовком: Спрятать 1,5% ВВП

Из-за повышения страховых взносов бюджет может недосчитаться 1,5% ВВП

Повышение страховых взносов бизнес уже частично компенсировал резким падением их собираемости, выяснил Центр стратегических разработок (ЦСР). Если уход в тень и в 2011 г. пойдет такими темпами, внебюджетные фонды могут недополучить порядка 800 млрд руб., или почти 1,5% ВВП

Возмущение бизнеса ростом нагрузки на фонд зарплат вызвано не только повышением с 2011 г. ставки социальных взносов с 26 до 34%. Выросли сами расходы на оплату труда: из-за кризиса выручка упала, а номинальные зарплаты росли даже в кризис, тогда как занятость сократилась незначительно. «К середине 2010 г. издержки на зарплату по отношению к выручке были на 25–30% выше, чем в середине 2008 г., когда принималось решение о повышении взносов», – рассчитал президент ЦСР Михаил Дмитриев. Прибавим к этому рост эффективной ставки взносов на 5–6 процентных пунктов – и получим чудовищный рост издержек работодателей, говорит он: «Вот из-за чего бизнес от мала до велика начал внезапно жаловаться на непомерный рост налогообложения фонда оплаты труда – в тот момент, когда это решение принималось, резких протестов практически не было».

По факту налоговое бремя возрастет гораздо менее значительно, если измерять его по собираемости взносов (отношение объема полученных взносов к фонду оплаты труда) – она сокращается, продолжает Дмитриев. Собираемость росла с 2003 г., достигнув пика в 12,8% от фонда оплаты труда в 2006 г., потом снижалась до 11,8% в 2009 г., а в 2010 г. провалилась до 11% (в сопоставимых объемах, равных 14 процентным пунктам ставки взносов, так как ее величина менялась). Если бы собираемость в Пенсионный фонд (ПФР) по ставке 20% в 2010 г. была на уровне максимума 2006 г., сборы были бы больше на 300 млрд руб., недополучено дохода в объеме 0,7% ВВП. А если по ставке 26% во все внебюджетные фонды – то порядка 390 млрд руб., или 0,9% ВВП, подсчитал Дмитриев.

Падение в 2010 г. выглядело нелогично – ситуация в экономике улучшалась, считает он: начал расти выпуск в промышленности, выручка и прибыль – тоже; зарплата – как база для начисления взносов – выросла на 12%. «Явно это результат стремления бизнеса оптимизировать издержки по зарплате в преддверии увеличения ставок, и явно эти усилия дадут гораздо больший эффект в 2011 г., – не сомневается Дмитриев. – Какой – судить не беремся: это настолько поведенческий процесс, что нет никаких объективных ориентиров для прогноза». Если снижение собираемости будет таким же, как в 2010 г., то разрыв между потенциальным и реально собранным объемом взносов в пенсионную систему достигнет 630 млрд руб., а во внебюджетные фонды в целом – порядка 820 млрд руб., или 1,5% ВВП.

Трудовые издержки, сократившиеся в кризис, снова растут, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики: в 2010 г. – на 20% в валютном выражении, а выпуск промышленности – лишь на 8%. «При росте налоговой нагрузки такое давление либо убьет бизнес, либо заставит уйти в тень, либо сильно сократить занятость», – полагает он.

По данным Института Гайдара, в ноябре число предприятий, планировавших сократить персонал, превысило число планировавших нанять на 15% – годовой рекорд. Повышение взносов – мера дискриминационная для обрабатывающей промышленности, уверен Дмитриев: она подрывает конкурентоспособность несырьевого экспорта и создает неравные условия для конкуренции с импортом, так как увеличивает себестоимость.

По данным Росстата, доля скрытой зарплаты в ВВП в 2009 г. достигла восьмилетнего максимума – 13,8% (в 2008 г. – 12,6%). Уход в тень мог быть связан с кризисом, перейти на серые схемы тем, кто работает вбелую, уже не так просто, полагает председатель ПФР Антон Дроздов. Номинальный объем взносов в ПФР растет: в 2009 г. он составил 1,7 трлн руб., в 2010 г. – 1,95 трлн руб. (все – по ставке 20%); в 2011 г. с увеличением пенсионного тарифа до 26% объем взносов вырастет до 2,7 трлн руб. Ситуация может оказаться не столь благоприятной, как думают Минздрав и ПФР, опасается замминистра финансов Сергей Шаталов. Если опасения оправдаются, систему уплаты страховых взносов нужно менять, уверен он.

В 2010 г. падения собираемости не должно было быть, удивлена эксперт ЦМАКП Елена Пенухина: за счет изменения облагаемой базы эффективная ставка даже снизилась. А вот в 2011 г. собираемость точно сократится, не сомневается она.

По расчетам «Опоры», 20–30% зарплат в малом бизнесе уйдет в тень, штат сократится на 20%, у 50% увеличится себестоимость. Председатель «Деловой России» Борис Титов передал премьеру Владимиру Путину предложения об альтернативных способах финансирования потребностей пенсионной системы (например, дифференцированный НДПИ) и надеется, что ставку скорректируют. По расчетам Пенухиной, только за счет повышения собираемости НДС до европейского уровня (88%; в России – 72% в 2010 г.) федеральный бюджет мог бы повысить доходы на 1,2% ВВП.

На встрече с представителями малого и среднего бизнеса премьер действительно выразил опасения в связи с повышением взносов, но никакого поручения министерствам пересмотреть это решение или найти альтернативные источники наполнения ПФР не давал, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Решение о повышении страховых взносов может быть пересмотрено, не исключает помощник президента Аркадий Дворкович, но не с 2011 г. В отличие от порядка исчисления пособий для беременных цена вопроса существенно выше, а компенсировать ее повышением других налогов нельзя, так как по закону делать это можно не позднее чем за месяц до начала года, объясняет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать