Из-за повышения страховых взносов бюджет может недосчитаться 1,5% ВВП

Повышение страховых взносов бизнес уже частично компенсировал резким падением их собираемости, выяснил Центр стратегических разработок (ЦСР). Если уход в тень и в 2011 г. пойдет такими темпами, внебюджетные фонды могут недополучить порядка 800 млрд руб., или почти 1,5% ВВП

Возмущение бизнеса ростом нагрузки на фонд зарплат вызвано не только повышением с 2011 г. ставки социальных взносов с 26 до 34%. Выросли сами расходы на оплату труда: из-за кризиса выручка упала, а номинальные зарплаты росли даже в кризис, тогда как занятость сократилась незначительно. «К середине 2010 г. издержки на зарплату по отношению к выручке были на 25–30% выше, чем в середине 2008 г., когда принималось решение о повышении взносов», – рассчитал президент ЦСР Михаил Дмитриев. Прибавим к этому рост эффективной ставки взносов на 5–6 процентных пунктов – и получим чудовищный рост издержек работодателей, говорит он: «Вот из-за чего бизнес от мала до велика начал внезапно жаловаться на непомерный рост налогообложения фонда оплаты труда – в тот момент, когда это решение принималось, резких протестов практически не было».

По факту налоговое бремя возрастет гораздо менее значительно, если измерять его по собираемости взносов (отношение объема полученных взносов к фонду оплаты труда) – она сокращается, продолжает Дмитриев. Собираемость росла с 2003 г., достигнув пика в 12,8% от фонда оплаты труда в 2006 г., потом снижалась до 11,8% в 2009 г., а в 2010 г. провалилась до 11% (в сопоставимых объемах, равных 14 процентным пунктам ставки взносов, так как ее величина менялась). Если бы собираемость в Пенсионный фонд (ПФР) по ставке 20% в 2010 г. была на уровне максимума 2006 г., сборы были бы больше на 300 млрд руб., недополучено дохода в объеме 0,7% ВВП. А если по ставке 26% во все внебюджетные фонды – то порядка 390 млрд руб., или 0,9% ВВП, подсчитал Дмитриев.

Падение в 2010 г. выглядело нелогично – ситуация в экономике улучшалась, считает он: начал расти выпуск в промышленности, выручка и прибыль – тоже; зарплата – как база для начисления взносов – выросла на 12%. «Явно это результат стремления бизнеса оптимизировать издержки по зарплате в преддверии увеличения ставок, и явно эти усилия дадут гораздо больший эффект в 2011 г., – не сомневается Дмитриев. – Какой – судить не беремся: это настолько поведенческий процесс, что нет никаких объективных ориентиров для прогноза». Если снижение собираемости будет таким же, как в 2010 г., то разрыв между потенциальным и реально собранным объемом взносов в пенсионную систему достигнет 630 млрд руб., а во внебюджетные фонды в целом – порядка 820 млрд руб., или 1,5% ВВП.

Трудовые издержки, сократившиеся в кризис, снова растут, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики: в 2010 г. – на 20% в валютном выражении, а выпуск промышленности – лишь на 8%. «При росте налоговой нагрузки такое давление либо убьет бизнес, либо заставит уйти в тень, либо сильно сократить занятость», – полагает он.

По данным Института Гайдара, в ноябре число предприятий, планировавших сократить персонал, превысило число планировавших нанять на 15% – годовой рекорд. Повышение взносов – мера дискриминационная для обрабатывающей промышленности, уверен Дмитриев: она подрывает конкурентоспособность несырьевого экспорта и создает неравные условия для конкуренции с импортом, так как увеличивает себестоимость.

По данным Росстата, доля скрытой зарплаты в ВВП в 2009 г. достигла восьмилетнего максимума – 13,8% (в 2008 г. – 12,6%). Уход в тень мог быть связан с кризисом, перейти на серые схемы тем, кто работает вбелую, уже не так просто, полагает председатель ПФР Антон Дроздов. Номинальный объем взносов в ПФР растет: в 2009 г. он составил 1,7 трлн руб., в 2010 г. – 1,95 трлн руб. (все – по ставке 20%); в 2011 г. с увеличением пенсионного тарифа до 26% объем взносов вырастет до 2,7 трлн руб. Ситуация может оказаться не столь благоприятной, как думают Минздрав и ПФР, опасается замминистра финансов Сергей Шаталов. Если опасения оправдаются, систему уплаты страховых взносов нужно менять, уверен он.

В 2010 г. падения собираемости не должно было быть, удивлена эксперт ЦМАКП Елена Пенухина: за счет изменения облагаемой базы эффективная ставка даже снизилась. А вот в 2011 г. собираемость точно сократится, не сомневается она.

По расчетам «Опоры», 20–30% зарплат в малом бизнесе уйдет в тень, штат сократится на 20%, у 50% увеличится себестоимость. Председатель «Деловой России» Борис Титов передал премьеру Владимиру Путину предложения об альтернативных способах финансирования потребностей пенсионной системы (например, дифференцированный НДПИ) и надеется, что ставку скорректируют. По расчетам Пенухиной, только за счет повышения собираемости НДС до европейского уровня (88%; в России – 72% в 2010 г.) федеральный бюджет мог бы повысить доходы на 1,2% ВВП.

На встрече с представителями малого и среднего бизнеса премьер действительно выразил опасения в связи с повышением взносов, но никакого поручения министерствам пересмотреть это решение или найти альтернативные источники наполнения ПФР не давал, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Решение о повышении страховых взносов может быть пересмотрено, не исключает помощник президента Аркадий Дворкович, но не с 2011 г. В отличие от порядка исчисления пособий для беременных цена вопроса существенно выше, а компенсировать ее повышением других налогов нельзя, так как по закону делать это можно не позднее чем за месяц до начала года, объясняет он.