Передача техосмотра в частные центры сделает его удобным и осмысленным


Новый закон «О техническом осмотре транспортных средств», вызвавший множество жарких дискуссий, вступит в силу с 1 января 2012 г. С этого момента техосмотр автотранспорта будут осуществлять частные дилерские центры по выбору владельца транспортного средства (или его представителя) в любом пункте ТО вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Аккредитацию технических центров будет производить Российский союз автостраховщиков (РСА). Таким образом, новый закон полностью меняет порядок прохождения техосмотра, передавая его из пунктов техосмотра ГИБДД в частные дилерские центры, а также передавая права контроля за процессом от органов внутренних дел к страховщикам. На что это повлияет в реальности?

Для автолюбителей процедура станет существенно проще: пройти техосмотр можно будет в том же центре ТО, где регулярно обслуживается автомобиль, и там же устранить все выявленные неисправности. Правда, стоимость процедуры, скорее всего, возрастет. По предварительным оценкам, она подорожает до 1500-3000 руб., при том что сейчас госпошлины за техосмотр составляет в среднем 700-800 рублей.

Для страховщиков же данное нововведение помимо дополнительной контрольной функции влечет за собой определенные перемены в расстановке сил на страховом рынке. Законом предусмотрено, что продажа нового полиса ОСАГО возможна только при условии пройденного ТО, что, безусловно, окажет влияние на рост доли продаж через посредников-автодилеров. Агентский канал, ранее считавшийся основным при продаже полисов ОСАГО, начнет терять свои позиции в данном сегменте. Это обстоятельство может существенно изменить типовой портрет страхового агента на российском рынке. Продажа полисов ОСАГО, а впоследствии и КАСКО, станет прерогативой автодилеров и технических центров, агентам же придется сконцентрироваться на продаже других, более сложных страховых продуктов, таких как страхование имущества или страхование жизни. При таком сценарии возможен передел рынка в пользу страховщиков, обладающих развитой и налаженной системой взаимодействия с автодилерами, так как ОСАГО является неизменным локомотивом розничного рынка на протяжении последних лет.

Передача страховщикам функций по контролю за проведением техосмотра тоже вполне логична. С одной стороны, РСА как профессиональное объединение, участвующее в продаже полисов ОСАГО, располагает необходимыми возможностями для создания эффективной инфраструктуры контроля за осуществлением ТО. С другой, участие страховщиков в данном процессе должно позитивно отразиться на его качестве, так как они являются одной из самых заинтересованных сторон в снижении уровня аварийности на дорогах, в том числе из-за неисправности транспортных средств.

Безусловно, закон содержит множество вопросов технического характера. Например, что делать предприятиям, особенно с большими автопарками, у которых действующий техосмотр заканчивается через месяц после окончания ОСАГО (для заключения нового страхового договора нужен талон со сроком окончания не менее чем через шесть месяцев)? Также пока не до конца ясно, как будет осуществляться аккредитация в РСА пунктов техосмотра. Рабочая группа РСА начинает работать над технической стороной вопроса с 28 июля, и я уверен, что в ближайшем будущем мы увидим конкретные, понятные для всех участников данного процесса решения.

В европейской практике передача проведения ТО в частные руки является нормой. В Германии, например, ТО проводят частные автомастерские, лицензируемые государством. Аналогичный порядок существует и во Франции, однако там срок первого ТО составляет 4 года, а к этому времени большая часть автомобилистов меняет машины. В Испании техосмотр доверено проводить официальным дилерам, причем они сами забирают автомобиль, осматривают его и возвращают владельцу уже с оформленными документами. Но, несмотря на различия в подходах и требованиях, сама процедура техосмотра в Европе редко где занимает более получаса. Все это делает техосмотр доступным и удобным для европейских автовладельцев.

На мой взгляд, введение нового закона о техосмотре в России призвано качественно улучшить сам процесс, позволив сделать его более разумным, объективным и прозрачным для всех вовлеченных сторон и - в первую очередь - осмысленным для самого потребителя.

Автор - заместитель гендиректора СК \"Альянс\".