Финансы
Бесплатный
Максим Товкайло| Ольга Петрова|Екатерина Кравченко
Статья опубликована в № 3175 от 28.08.2012 под заголовком: Абстрактные триллионы

Госкомпании обещают потратить на инновации 4,2 трлн руб. до 2020 г.

Минэкономразвития опубликовало программы инновационного развития госкомпаний. Они готовы потратить до 2020 г. 4,2 трлн руб. Но далеко не все эти расходы имеют отношение к инновациям
М.Стулов / Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

В начале 2010 г. тогда еще президент Дмитрий Медведев поручил госкомпаниям разработать программы инновационного развития. Это должно было стимулировать модернизацию: во многих секторах экономики госкомпании занимают монопольное или доминирующее положение. У чиновников появился термин: принуждение к инновациям.

И вот вчера, спустя два с половиной года, Минэкономразвития опубликовало паспорта или полные версии инновационных программ 48 госкомпаний: до 2020 г. на эти цели они потратят 4,2 трлн руб.; 3,7 трлн из этой суммы приходятся на «Газпром» и РЖД. Программы изменят модель финансирования инноваций, объясняет замминистра экономразвития Олег Фомичев: «Сейчас 70% расходов на инновации финансирует государство, остальное — бизнес. Должно стать наоборот». Доля высокотехнологичных производств в ВВП вырастет, обещает замминистра, у вузов появятся заказы на научные разработки, будет расти малый инновационный бизнес.

Паспорта инновационных программ и сами программы большинства компаний представляют собой декларативные документы — в них не сказано, как именно планируется достичь желаемого (см. врез).

В июне рейтинговое агентство «Эксперт РА» выпустило рейтинг инновационных программ 16 госкомпаний. Некоторые из них больше похожи на отписки, а главное — никак не связаны со стратегией развития компании, отмечает Федор Жердев из «Эксперт РА».

У компаний, работающих в конкурентной среде, программы написаны лучше, чем у монополистов, продолжает Жердев — и приводит в пример «Росатом» (первое место в рейтинге), который конкурирует на мировом рынке с компаниями из США и Франции. По паспорту программы, «Росатом» планирует увеличить к 2020 г. затраты на НИОКР с 3,9 до 4,5% выручки, а ежегодную выручку на одного сотрудника НИИ довести с 880 000 до 3 млн руб.

Второе и третье места в списке заняли программы «Русгидро» и ФСК. «Русгидро» планирует к 2015 г. потратить свыше 1 млрд руб. на технологии, повышающие эффективность мониторинга и диагностики оборудования гидроэлектростанций. У ФСК количество патентов должно увеличиться к 2020 г. с 15 до 120, а потери в сетях — сократиться с 4,9 до 3,6%. ФСК планирует закупать на отечественном рынке 60% оборудования.

Самые слабые программы у компаний, существующих за счет госзаказа, т. е. не заинтересованных в инновациях, вздыхает Жердев. Это предприятия оборонного сектора и «Ростехнологии», следует из рейтинга. Если у ФСК затраты на НИОКР выше, чем у иностранных конкурентов (у ФСК — 2,64% выручки, EDF — 0,7%), то у «Алмаз-Антея», госкорпорации «Тактическое ракетное вооружение», «АвтоВАЗа», «РКК «Энергия» — ниже, чем у конкурентов, в 1,5-4 раза. Но и при таком финансировании НИОКР оборонные компании (ОАК, ОСК, «Ростехнологии») просят помощи государства.

Например, инновационная программа «Ростехнологий» стоит 1,5 трлн руб., 40% должно выделить государство.

Самые дорогие программы у «Газпрома» и РЖД — 2,7 трлн руб. до 2020 г. и 905 млрд руб. до 2015 г., но это потому, что в них вошли затраты на капитальное строительство, например, у «Газпрома — свыше 300 млрд руб. Непосредственно на НИОКР у «Газпрома» предусмотрено всего около 190 млрд до 2020 г. Проекты, заявленные в программе «Газпрома», в основном связаны с модернизацией инфраструктуры для обслуживания в значительной степени истощенных месторождений Западной Сибири, считают в «Эксперт РА». РЖД до 2015 г. потратит на НИОКР 54,8 млрд руб.

При той системе управления, что существует в большинстве госкомпаний, в первую очередь в «Газпроме» и РЖД, применять инновационный подход бессмысленно, считает Алексей Безбородов из Infranews: «Освоение денег идет безукоризненно, но оно не влияет на показатели работы компаний и качество услуг». Предусмотренное в инновационных программах снижение эксплуатационных и капитальных затрат, рост производительности труда и инновационный подход останется на бумаге, а в графе затрат на НИОКР средства будут увеличены и потрачены. С 2004 по 2011 г. на 36% сократился пассажирооборот на пригородных поездах и на 14% – на поездах дальнего следования, грузооборот незначительно вырос, говорит он. По данным РЖД, грузооборот за этот период вырос на 37,1%, погрузка грузов – на 2%, пассажирооборот сократился на 7%, отправление пассажиров – на 26%. Сокращение вызвано переходом с 2010 г. на новую систему учета.

Серьезного эффекта программы не дадут, считает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев: «Дело не в том, сколько компании тратят денег, а в том, есть ли у них стимулы для внедрения инноваций». У госкомпаний таких стимулов нет, а из-под палки инновации не развивают, уверен он: «Велик риск, что выйдут отчеты с красивыми цифрами по исполнению инновационных заветов правительства, но на практике ничего не изменится». Может возникнуть разве что небольшой косвенный эффект — расширение рынка для НИОКР, как это было с программой «Электронная Россия», надеется Яковлев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать