Драгметаллы попали под подозрение регулятора

Регулятор США анализирует процесс определения цен на лондонском рынке физического золота и серебра

Лондонский золотой фиксинг проверяют на предмет манипулирования. Об этом сообщает WSJ со ссылкой на людей, знакомых с деятельностью комиссии. Речь идет о так называемом фиксинге цен в Лондоне, когда пятерка банков дважды в день устанавливает спотовую цену тройской унции для рынка физического золота (один раз в день – для серебра). Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC) не начинала официального расследования, но анализирует, насколько прозрачен процесс определения и установления цены.

Комиссия решила посмотреть на рынок драгметаллов после громкого скандала с другим широко используемым рыночным ориентиром, который определяется группой банков, – ставкой LIBOR. Barclays, Royal Bank of Scotland и UBS, обвиненные регуляторами в манипулировании этой ставкой, заключили мировые соглашения и в совокупности выплатили $2,5 млрд. Более $1,2 млрд из этих средств получила CFTC, которая была одним из самых активных регуляторов в деле расследования манипулирования LIBOR.

Сотрудники комиссии ранее говорили, что рынок LIBOR привлек их внимание после того, как в 2003–2005 гг. CFTC наказала ряд компаний и трейдеров за попытки манипулировать ценами на рынке природного газа путем предоставления ложной информации составителям индексов энергетических продуктов. Член комиссии Барт Чилтон призвал проанализировать другие ориентиры на финансовых рынках. «Как насчет ориентиров на энергоресурсы, свопы, фиксингов золота и серебра в Лондоне и целого набора ставок «-bor»?», – сказал он, имея в виду ставки межбанковского кредитования в разных странах – LIBOR, EURIBOR, TIBOR и др.

У истории лондонского фиксинга давняя история. Впервые цена золота была определена таким образом 12 сентября 1919 г. в 11.00, рассказывается на сайте компании London Gold Market Fixing, организующей фиксинг и публикующей цены (а серебра – еще раньше, в 1897 г.).

Сейчас цена золота определяется ежедневно в 10.30 и 15.00 по лондонскому времени, серебра – в 12.00. В первом случае в процессе участвуют пять банков – Barclays, Deutsche Bank, HSBC, Bank of Nova Scotia и Societe Generale, во втором – три: Bank of Nova Scotia, Deutsche Bank и HSBC.

Процедура начинается с объявления председательствующим банком цены, которую он считает оптимальной на данный момент, описывает процесс London Gold Market Fixing. Банки через своих дилеров предлагают эту цену участникам рынка, покупающим или продающим физическое золото или серебро в слитках. Если продавцов по этой цене не находится, она повышается, если нет покупателей – понижается. Процесс продолжается, пока не будет найден баланс спроса и предложения. Когда все банки сообщают председательствующему цены, о которых они договорились с участниками рынка, тот фиксирует ее – в долларах США, фунтах стерлингов и евро.

Цену фиксинга используют для сделок производители ювелирных изделий и добывающие компании при продаже металлов переработчикам. Она также используется при определении цен на производные инструменты. По данным Офиса контролера валютного обращения США, на 30 сентября 2012 г. у американских банков были контракты с привязкой к цене драгоценных металлов на $198 млрд. Банк России ежедневно рассчитывает учетные цены на золото, исходя из действующих на момент расчета значений фиксинга в Лондоне.

«Цены [в Лондоне] в значительной степени определяются на основе соотношения спроса и предложения, пока стороны не сойдутся в цене. Это абсолютно прозрачный процесс, совершенно не похожий на LIBOR», – сказал WSJ представитель Ассоциации участников рынка золота.