Бюджет ждет болезненная оптимизация

Бюджет ждет болезненная оптимизация: социальные обязательства выросли, а доходы из-за торможения экономики окажутся меньше

Вчера бюджетная комиссия правительства рассмотрела проект бюджета на 2014–2016 гг. Денег не хватает: доходы меньше, чем ожидалось (см. таблицу), из-за пересмотренного Минэкономразвития прогноза всех ключевых показателей. «Очевидно, что в нынешних непростых, скажем так, аккуратно, условиях требуется концентрация средств на ключевых программах и, что тоже, надеюсь, всем очевидно, хотя и болезненно, оптимизация расходов», – заявил премьер Дмитрий Медведев.

На комиссии было много споров, рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов, договорились, что приоритетами остаются указы президента и поручения премьера: «Дальше начнем уже все остальные программы вкладывать в оставшийся объем денежных средств».

Доходы на ближайшие два года сокращены на 1,6 трлн руб. и многие с таким планом не согласились, сообщил Шувалов, пересчитаем еще раз. Расходы на два года (на 2016 г. проект составлен впервые) сокращены на 0,8 трлн руб., в основном это условно утвержденные расходы (355 млрд в 2014 г. и 781 млрд в 2015 г.), сказал «Ведомостям» чиновник правительства.

«У нас ничего пока не сокращается. Это планы, которые представил Минфин, а премьер подтвердил, что мы пока по ним не идем, мы их уточняем», – уверяет Шувалов.

Основные параметры одобрены, возражает министр финансов Антон Силуанов, часть расходов придется сократить, но речь не об урезании, а о приоритетах.

Минфин рассчитывает, что за счет пенсионной реформы получится сократить трансферты в Пенсионный фонд – 470 млрд, 672 млрд и 624 млрд руб. в 2014–2016 гг. Еще 115–120 млрд руб. ежегодно будет сэкономлено на госзаказе. Часть расходов по госпрограмме вооружений переносится за пределы 2016 г. Но высвобождаемые средства съедаются приоритетными расходами – повышением денежного довольствия военным, ЧМ-2018, госпрограммами, сказал Силуанов.

Бюджет останется дефицитным: Путин, будучи премьером, требовал выйти на нулевой дефицит к 2015 г., но, баллотируясь в президенты, раздал дорогостоящие обещания. Теперь нужно выбирать: сокращать либо дефицит, либо расходы, признавал Силуанов. Дефицит останется в пределах 1% ВВП: наращивать госдолг (11% ВВП) правительство не намерено.

В сравнении с 2013 г. доходы 2014 г. увеличиваются менее чем на 4%, расходы – менее чем на 3%, т. е. снижаются в реальном выражении. Особенно плохо снижение инвестрасходов и премьер поручил отнестись к этому внимательнее, рассказал Шувалов. Регионы, на бюджеты которых пришлась большая часть финансирования обещанного президентом повышения зарплат бюджетников, режут инвестрасходы уже в 2013 г.: основной источник их денег – поступления налога на прибыль – сокращается (в I квартале – на 6%); а в 2014–2015 гг. регионы могут недобрать 1,34 трлн руб. налога на прибыль, сказал Силуанов.

В 2013 г. Минфин уже столкнулся с нехваткой 0,5 трлн руб. доходов, удалось найти дополнительные ресурсы, не изменив общих параметров бюджета: в расход пойдут нефтедоходы, подлежавшие зачислению в резервный фонд. Будут задействованы и средства фонда национального благосостояния, но на возвратной основе.

Секвестр вряд ли вероятен, пока не пройдены еще два этапа – расходование резервного фонда и повышение госдолга, считает Юлия Цепляева из BNP Paribas: «Не сомневаюсь, что будут и зарплаты повышаться, и громкие стройки финансироваться. Пугает размах: потом резать расходы будет трудно».