Страховщики с пассажирскими перевозками работают втемную

Перевозчики уже три месяца обязаны страховать свою ответственность, но у страховщиков до сих пор нет точных данных ни об объемах перевозки, ни о количестве пострадавших. Выплаты они оценивают по сообщениям в СМИ, насчитав на 613 млн руб.
Что происходит после ДТП с участием маршруток, не знают ни страховщики, ни пассажиры/ Е. Епанчинцев/ ИТАР-ТАСС

По словам Юрьева, договоров с перевозчиками пока немного. По данным Минтранса, за 2012 г. по стране перевезено 21,4 млрд пассажиров. По данным НССО, за два с лишним месяца действия закона застраховано лишь 7,8 млрд пассажиров. «Рынок столкнулся с первыми серьезными проблемами – умышленным занижением количества перевезенных пассажиров, а также манипуляциями с видом перевозок, чтобы снизить тариф», – говорит заместитель предправления «Согаза» Николай Галушин, количество заключенных договоров вызывает недоумение, лишь 10–15% от общего количества перевозчиков заключили договоры страхования. Как работает закон, какая убыточность и насколько верно рассчитаны тарифы, сможем понять не раньше мая следующего года, сокрушается вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин: страховщики начали первые выплаты лишь несколько недель назад.

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) провел первые подсчеты убытков от нового вида обязательного страхования – ответственности перед пассажирами (все перевозчики, кроме таксистов, обязаны покупать полис с 14 марта). С начала года по конец мая в России произошло почти 400 аварий, связанных с перевозкой пассажиров наземным транспортом, говорит президент НССО Андрей Юрьев, в них погибли 78 человек и более 1200 получили ранения и травмы. Еще 7 человек погибли при падении вертолетов.

Названные Юрьевым цифры составляют лишь 1% от погибших на наземном транспорте за пять месяцев года, по данным ГИБДД (см. таблицу). Юрьев признает, что на практике пострадавших застрахованных пассажиров может быть значительно больше. НССО пришлось собирать данные в СМИ, куда попадают лишь «резонансные случаи с массовой гибелью пассажиров». По его словам, исходя из собранных данных выплаты по страховым случаям составят 613 млн руб. (гибель – 2,025 млн руб., средний вред здоровью – 350 000 руб.). При этом к 17 мая 47 страховых компаний собрали 1,5 млрд руб.

«Главная проблема – пассажиры не в курсе, что им положена выплата, а перевозчики их не информируют», – считает Юрьев. Опрошенные «Ведомостями» страховщики говорят, что основная проблема – с маршрутными такси: как с оформлением страховки, так и с информированием пассажиров. Для компании штраф за отсутствие полиса – до 1 млн руб. Но многие маршрутки зарегистрированы на индивидуального предпринимателя (штраф – до 50 000 руб.), причем штрафовать их могут лишь сотрудники Ростехнадзора, но не ГИБДД. Аварий по вине водителей общественного транспорта мало, если не брать в расчет маршрутные такси, согласен научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

НССО и Ространснадзор пока «усиливают информсотрудничество», говорит Юрьев, но об усилении ответственности говорить рано – она достаточная, нужно научиться выявлять тех, у кого полисы отсутствуют. В салоне каждого застрахованного транспортного средства в самое ближайшее время должна появиться информация о страховщике, заключившем договор страхования, и порядке действий при наступлении страхового случая, надеется Галушин.