Финансы
Бесплатный
Маргарита Лютова| Маргарита Папченкова|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3646 от 06.08.2014 под заголовком: Нефтяники оплатят дороги

Дыру в дорожных фондах закроют за счет НДПИ

Минфин выбрал, чем закрыть дыру в дорожных фондах, возникающую из-за налогового маневра в нефтяной отрасли: за счет дополнительных сборов НДПИ
Дорожные фонды наполнятся нефтяными доходами
А. Астахова / Ведомости

С 2015 г. правительство собирается запустить налоговый маневр в нефтяной отрасли: резкое повышение НДПИ и такое же резкое снижение пошлин за три года. Маневр приведет к росту внутренних цен на нефть, снизит рентабельность нефтепереработки и спровоцирует рост цен на топливо. Чтобы сдержать цены на бензин (не более чем на 2 руб.), Минфин и Мин­энерго предложили снизить примерно вдвое акцизы (см. таблицу на www.vedomosti.ru). Но из-за этого возникает дыра в дорожных фондах, которые на 70% формируются из акцизов.

«На прошлой неделе президент согласовал налоговый маневр, но при жестком условии: не должны пострадать дорожные фонды», - подчеркивает федеральный чиновник, участвовавший в совещании у президента. По расчетам Минфина, только в 2015 г. фонды лишатся более 250 млрд руб. доходов. Для сравнения: по оценкам ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», все доходы региональных фондов в 2014 г. - 338,4 млрд руб.

Рассматривались три варианта компенсации: за счет нефтяного НДПИ, дополнительных доходов от повышения ставки НДС на 2 п. п. в 2015 г. (идея была отвергнута на совещании у президента) и других акцизов (табачных или алкогольных). Выбран НДПИ, рассказали «Ведомостям» два чиновника финансово-экономического блока правительства.

НДПИ - ключевой источник дохода федерального бюджета (см. график), повышение базовой ставки (с 493 руб. в 2014 г. до 918 руб. в 2017 г.) лишь увеличит эти доходы. Добывающий сектор выигрывает от маневра (из-за роста внутренней цены на нефть), поэтому и появляется возможность сильно повысить нагрузку по НДПИ, объясняет чиновник Минфина.

Сейчас ведомства обсуждают, как именно направить дополнительные доходы от НДПИ в дорожные фонды: оставлять часть этого налога регионам или распределять деньги между ними через трансферт из федерального бюджета, рассказывает чиновник правительства. Но при увеличении расходов за счет НДПИ нарушается бюджетное правило, которое ограничивает использование ненефтегазовых доходов, предупреждают чиновники Минфина. Можно что-то придумать, успокаивает один из них: акцизы - это также, по сути, нефтегазовые доходы, и, раз они снижаются, можно заместить потери поступлениями от НДПИ. Правда, формально акцизы сейчас не считаются нефтегазовыми доходами, так что придется менять бюджетную классификацию, указывает его коллега.

До середины 2000 г. 5% доходов от НДПИ доставались регионам, где добывалась нефть, напоминает Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Выигрывало всего несколько регионов, поэтому такая схема не поможет профинансировать дорожные фонды всех регионов, подчеркивает он, трансферт из бюджета - единственный вариант.

Чиновники, отвечающие за инфраструктуру, новому источнику финансирования не доверяют. Топливные акцизы были хорошим вариантом для фондов: поступления закреплены за ними и поэтому стабильны. Трансферт же в любом случае «форма доброй помощи», вздыхает федеральный чиновник, курирующий автодороги: «Сегодня помогли, а завтра возможности не оказалось». Будет постоянный торг за ассигнования, опасается он. Если трансферты для регионов будут направляться из федерального бюджета, есть риск, что деньги попадут в «общий котел» региональных бюджетов, а не пойдут на дорожное хозяйство, рассуждает профильный чиновник. Средства должны быть «окрашены», советует он: можно увеличить объем федерального дорожного фонда и из него перераспределять средства в регионы.

Если финансирование дорожного хозяйства продолжит снижаться, возникнет риск не выполнить поручение президента удвоить объемы строительства федеральных трасс, говорит федеральный чиновник. Росавтодор уже предложил продлить госпрограмму «Развитие транспортной системы» до 2025 г., говорил в интервью ИТАР-ТАСС руководитель ведомства Роман Старовойт. Сейчас программа рассчитана до 2020 г., а поручение об удвоении объемов строительства должно быть выполнено в 2022 г., объясняет другой чиновник: сначала необходимо учесть в госпрограмме хотя бы имеющиеся сроки, но при дальнейшем сокращении финансирования выполнение поручения может быть перенесено на более поздний срок, признает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more