Розница настроилась на падение спроса и прибыли, как в предкризисном 2008 году - ВШЭ

На настрой бизнесменов повлияли продовольственные санцкии
Andrey Rudakov/ Bloomberg

В российской розничной торговле в июле - сентябре снизилась деловая активность, говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ). Индекс предпринимательской уверенности в торговле просел до минимальных значений последних трех лет, составив +4%. Для расчетов эксперты ВШЭ анализируют ответы руководителей примерно 4000 розничных компаний из 78 регионов страны. «До провального посткризисного значения в +3% индекс отделяет всего 1 процентный пункт», - отмечают экономисты.

Предприниматели негативно оценивают ситуацию в экономике и неоптимистичны в прогнозах на IV квартал, говорится в материалах ВШЭ. Учитывая это, «рассчитывать на улучшение климата в отрасли по итогам делового сезона не следует», считают экономисты.

Более 45% респондентов-торговцев заявили о «недостаточном платежеспособном спросе». На поведение покупателей влияют сжатие реальных располагаемых доходов (темп роста в январе - августе составил лишь 100,7%,) удорожание кредитов, ослабление рубля, перечисляют эксперты ВШЭ. Практически треть предпринимателей констатировали уменьшение прибыли. Ожидания отрасли по спросу, товарообороту, прибыли ухудшились впервые после предкризисного периода 2008 г., констатировал директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Издержки из-за продовольственных «контрсанкций» России не успели принципиально повлиять на ценообразование на момент исследования, но «формировали соответствующий эмоциональный настрой бизнесменов», отмечают эксперты ВШЭ. Повышение цен на оптовые поставки констатировали около 70% руководителей компаний-оптовиков. О росте в рознице заявили 48% руководителей ритейлеров. При этом в продовольственной рознице заявивших о росте цен больше - 60%. О том, что они продолжат повышать цены и в IV квартале, сообщили 50% торговцев.

Но ждать повышения цен с «масштабным региональным охватом» по итогам года все-таки не следует, считает Остапкович. Среди попавших под запрет товаров в основном дорогостоящие продукты для потребителей в крупных городах. «Очевидно, что ассортиментная матрица сетевых магазинов, к примеру, в Ивановской области существенно разнится с предложением в Москве и других крупных городах», - отмечает экономист.