Blackstone инвестировал 3,6 млрд евро в закладные на жилье, которое нельзя отобрать

Blackstone, крупнейший управляющий альтернативными инвестициями, вложил 3,6 млрд евро в закладные на жилье в Испании, где отобрать его у неплательщиков нельзя
Marcelo del Pozo/ Reuters

Профессор экономики Клаудио Каттанео живет в пригороде Барселоны в доме с шестью ванными комнатами и двумя бассейнами. 40-летний Каттанео преподает в Италии и в Университете Эдинбурга, но за жилье не платит ни цента, потому что он сквоттер. В конце 2013 г. Каттанео вместе с другими сквоттерами вселился в дом, который перешел в собственность банка.

Теперь на этом рынке появился еще один крупный игрок: в июле Blackstone купил 40 000 ипотечных кредитов, выданных на жилье в Барселоне и ее пригородах. Это создает «великолепную возможность», утверждает Каттанео, поскольку для сквоттеров жить в доме, принадлежащем Blackstone, - способ «упрочить легитимность борьбы со спекуляциями».

Blackstone заплатил 3,6 млрд евро за кредиты номиналом 6,4 млрд евро, выданные Catalunya Banc. В 2011 г. он получил 12 млрд евро госпомощи, а часть его кредитов правительство продало - в тендере участвовали также Oaktree Capital Management и Apollo Global Management.

Если Blackstone начнет процедуру отчуждения жилья, ему придется познакомиться с Ассоциацией жертв ипотеки (Plataforma de Afectados por la Hipoteca, PAH). Сквоттеры имеют право жить в домах, принадлежащих Blackstone, поскольку банк, выдавший эти ссуды, был национализирован, утверждает PAH. «Эти дома принадлежат людям», - говорит представитель PAH Мака Суарес. Кредиты, купленные Blackstone, сосредоточены вокруг Барселоны, где особенно активны сквоттеры - от воинственных анархистов до семей, лишившихся жилья из-за неплатежей по кредиту.

С ноября 2012 г. в Испании действует мораторий на отчуждения. Он истекает в мае 2015 г., но чиновники планируют продлить его. Мораторий, введенный после нескольких самоубийств ипотечных должников, распространяется на бедных заемщиков, например на неполные семьи с детьми и доходом менее 1598 евро в месяц.

Blackstone согласился соблюдать мораторий, поскольку Catalunya, у которого он купил кредиты, его соблюдал, сообщил представитель испанского минфина.

Blackstone рассчитывает на рост экономики Испании, а с ней и на улучшение обслуживания кредитов. Во II квартале цены на испанскую жилую недвижимость выросли на 0,8% в годовом исчислении - впервые за шесть лет, показывают данные Испанского института национальной статистики. С 2008 г. испанское жилье подешевело более чем на 35%. В июле доля просроченных ссуд в кредитных портфелях местных банков составляла 13,2% по сравнению с 13,6% в декабре (данные испанского ЦБ).

«Сегодняшний сквоттер - это ваш вчерашний сосед», - говорит валенсийский риэлтор Висант Белтран. Он не вешает таблички «Продается» на дома, чтобы не приманивать потенциальных сквоттеров.

В марте PAH сама стала сквоттером, захватив на 17 дней офисы второго по капитализации в стране банка BBVA, расположенные в пригороде Барселоны. Рядом появились постеры, на которых были изображены Мухаммед Али и председатель совета директоров BBVA Франсиско Гонсалес. Над Али было написано «Социальная справедливость», над Гонсалесом - «Олигархия».

Кредиторы не любят связываться с отчуждением, процедура может длиться от 1,5 до 5 лет, отмечает директор мадридской HipoGes Iberia Хуан Вискаино Мартин. Обычно они стараются договориться с неудачливыми заемщиками: некоторые даже предлагают иностранцам, переставшим платить по кредиту, авиабилеты, чтобы они могли вернуться на родину. Заемщики тоже стараются договариваться, потому что для них это шанс полностью погасить долг.