Страховщик потребовал с туроператоров доплаты «за риск»

«Авангард полис», страховавший рухнувшую турфирму «Верса», потребовал доплаты с остальных туроператоров. Иначе договоры будут расторгнуты, и 130 компаний не смогут работать
Риски туристического бизнеса сильно выросли/ А. Махонин/ Ведомости

«Договоры страхования гражданской ответственности туроператоров не предусматривают расторжение по желанию одной из сторон. Возможно только приостановление действия договора страхования - в случае исключения туроператора из реестра Ростуризма», - утверждает замдиректора департамента личного страхования СК «Согласие» Михаил Челпанов.

Изменение тарифов необходимо: с учетом возросшей убыточности они должны увеличиться минимум в 10 раз, считает начальник отдела страхования финансовых и профессиональных рисков «Ингосстраха» Сергей Архангельский: «В 2013 г. страховщики на туроператорах собрали около 200 млн руб., а потенциальные выплаты за 2014 г. уже достигли 1,5 млрд, при том что совокупный размер обязательств перед туристами уже превысил 3 млрд».

«Авангард полис» разослал клиентам-туроператорам письмо, в котором из-за «сложившейся на рынке страхования ответственности туроператоров ситуации и увеличения степени риска» просит доплатить за выданный полис. «Вчера курьер принес письмо, где было написано «повторное», рассказали «Ведомостям» представители трех туроператоров. Секретарь «Авангард полиса» сказала, что такие письма были направлены всем клиентам, получить комментарии представителя компании не удалось.

Операторов просят доплатить от 500 000 руб. до 3 млн руб. единовременно, говорит представить Российского союза туриндустрии (РСТ). «Полис стоил 130 000 руб., попросили доплатить еще 500 000», - сказал представитель одного из клиентов «Авангард полиса». «С нас попросили 982 000 руб. против 115 000 руб. ранее заплаченных», - говорит руководитель еще одного туроператора. Russian Travel Service попросили доплатить 763 000 руб., «в 7 раз больше, чем мы платим обычно», возмущен заместитель гендиректора Тимур Шабатуков.

В случае отказа страховщик грозит расторгнуть договоры с 1 сентября, т. е. задним числом, поскольку письма датированы 17 сентября, знает представитель РСТ.

За два дня до этого, 15 сентября, прекратил обслуживать свои обязательства туроператор «Верса», застрахованный в «Авангард полисе» на 210 млн руб. За прошлый год «Авангард полис» собрал 362 млн руб. премии, выплатив 227 млн.

«Без финансовой гарантии (полис страхования или банковская гарантия) туроператоры не смогут работать - они [станут] нелегитимны и будут исключены из реестра Ростуризма», - заключает представитель РСТ.

«Ростуризм в курсе», - говорит его представитель: туроператоры вчера массово начали обращаться в службу с просьбой разъяснить ситуацию с «Авангард полисом», служба уже направила в ЦБ письмо с просьбой разобраться в ситуации (ЦБ традиционно не комментирует работу действующих компаний).

В реестре Ростуризма сейчас 4300 операторов, из них 1640 занимаются выездным туризмом. «Авангард полис» выдал полисы 130 туроператорам с общей суммой финансовых гарантий более 2,9 млрд руб.

«Если договоры будут расторгнуты, ситуация будет ужасной, год и так очень тяжелый для отрасли, и туроператоры [если не найдут замену] останутся вне закона», - признает представитель Ростуризма (см. врез). В одностороннем порядке компания не может расторгнуть договоры, надеется она.

Страховщик может требовать доплаты премии после заключения договора, если в договоре указано, что страховщик может повысить премию, либо это отражено в правилах страхования конкретной компании, считает адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко.

Страховщик не может требовать ни доплаты, ни досрочного расторжения договора, если только ему не стало известно «о значительных изменениях в обстоятельствах», которые «могут существенно повлиять на увеличение страхового риска» (ст. 959 ГК), напоминает гендиректор юркомпании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников, но это не тот случай. «Страховщик таким образом чистит портфель, скорее всего, хочет просто прекратить договоры с туроператорами, так как те откажутся доплатить премию», - полагает он.

«Мы не согласны доплачивать: доплата в 4 раза дороже самой страховки, возмущается гендиректор туроператора «Джей стади» Кирилл Хрипунов. - Страховщик не представил никаких расчетов. Наши риски не изменились: у нас нет и не было кредитной задолженности, нет долгов перед контрагентами, все наши клиенты вернулись, за рубежом находится не более 0,5% годового потока туристов». «Доплачивать мы не намерены, а если страховщик будет настаивать, сменим страховщика или обратимся в суд», - говорит Шабатуков.