ЦБ запустит кураторов на страховой рынок

Регулятор сообщил, как будут работать кураторы страхового рынка: им придется собрать о компании всю информацию и обсудить с руководством, как ей не нарушать закон

Внедрять кураторов, которые оценят риски крупнейших страховщиков и смогут сообщить ЦБ о проблемах внутри компаний, год назад обещал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Кураторы появятся в 100 крупнейших страховых компаниях в феврале, обещал руководитель департамента страхового надзора ЦБ Игорь Жук. Они оценят риски крупнейших страховщиков и смогут сообщить о проблемах внутри компаний, говорит Чистюхин. По словам Жука, «в первой десятке будет по одному куратору на компанию, во второй - также по одному, либо один куратор будет отвечать за две компании, в оставшихся 80 компаниях будет по одному куратору на четыре компании».

Вчера ЦБ впервые озвучил требования к кураторам. Согласно положению регулятора у куратора должно быть высшее юридическое, экономическое или математическое образование, он как минимум три года не должен работать в поднадзорной страховой компании, а также иметь собственного денежного, акционерного (не входит в совет директоров или наблюдательный) или родственного интереса (родственники не могут быть миноритариями с пакетом более 1% акций) в компании. Им запрещено страховаться самим и страховать ближайших родственников в курируемых компаниях.

Куратор не сможет следить за одной компанией дольше трех лет, срок может продлить руководитель департамента страхового рынка ЦБ, но не более чем на год. Если компания входит в группу, у нее будет один куратор, а если компания большая, «исходя из характера и масштаба проводимых страховых операций, рисков», надзирать за ней будут несколько сотрудников ЦБ.

В обязанности куратора входит собрать данные о собственниках и аффилированных лицах, корпоративной структуре, а также отчетность, актуарные и аудиторские заключения, прогнозы по развитию. Кроме того, куратору предстоит следить за тем, что пишут о его подопечных СМИ, рейтинговые агентства и «иные внешние источники». Однако посещать страховую компанию, за исключением совещаний, куратор сможет только по разрешению собственного руководителя и лишь «для изучения ее деятельности».

Куратор также будет обсуждать со страховщиком его финансовое положение, перспективы развития, выявленные нарушения страхового законодательства и пути их устранения, а также «иные вопросы в части нормативов ЦБ».

Поиск походящих людей - вот основная проблема, с которой столкнется, если уже не столкнулся, ЦБ, замечает руководитель страховой компании. ЦБ понадобится не меньше 40 человек. Сам Чистюхин летом говорил, что «ЦБ готов принимать рекомендации компаний по отдельным кандидатурам на должность кураторов за страховыми компаниями».

Кураторы повысят доверие к рынку и его инвестиционную привлекательность, очистив его от неблагонадежных компаний, как это сейчас происходит в банковском секторе, надеется гендиректор «Ренессанс страхования» Лейла Барахнина. «Если это позволит повысить эффективность надзора, мы приветствуем это решение», - говорит гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. В США, например, надзор сразу загружает в базы всю имеющуюся информацию на страховую компанию, там даже тарифы не меняют без согласования расчетов, добавляет гендиректор «Либерти страхования» Сергей Ковальчук.

Введение института кураторства - абсолютно оправданная мера, которая позволит регулятору усилить оперативный надзор за игроками рынка и повысить доверие к отрасли, считает зампредседателя правления «Согаза» Ольга Крымова. Принцип «одного окна» поможет страховщикам упростить и ускорить отдельные процедуры взаимодействия с ЦБ, например процедуру лицензирования.

В банковской отрасли, где уже несколько лет работают уполномоченные сотрудники ЦБ, это пока не заработало в полную силу, замечает зампред комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.