Fitch, Moody’s и S&P пока незаменимы

Альтернатива большой тройке вряд ли появится в обозримом будущем
UCRG вряд ли выйдет на российский рынок/ М.Стулов/ Ведомости

Выход на российский рынок рейтингового агентства UCRG (Universal Credit Rating Group) под вопросом, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с ситуацией в UCRG.

«К UCRG участники рынка относятся со скепсисом, и есть причины: компания не ведет никакой операционной активности, не присваивает рейтинги и не имеет аккредитации ни в ESMA, ни в SEC», – указывает один из них. И полагает, что американцы выйдут из проекта.

UCRG было зарегистрировано в Гонконге в 2012 г. на базе китайского рейтингового агентства Dagong, американского Egan-Jones и российского «Рус-рейтинга». Изначально оно создавалось как альтернатива «большой тройке» (Fitch, Moody’s, S&P), которая, по мнению российских властей, политически ангажирована.

Egan-Jones не выходит на связь около девяти месяцев, признал неделю назад гендиректор «Рус-рейтинга» Александр Зайцев. Его долю в проекте могут разделить «Рус-рейтинг» и Dagong.

В середине января в интервью Sputnik News основатель агентства Шон Иган заявил, что из-за военных действий, предпринятых Россией, «становится сложнее работать с российскими партнерами». Это подтверждает сотрудник одного из российских рейтинговых агентств: «Похожая ситуация была и с американским рейтинговым агентством A.M. BestCo – мы не раз предлагали сотрудничество, но они ответили, что у них прямой запрет на работу с Россией». ЦБ разрешает использовать рейтинги A.M. BestCo при инвестировании страховых резервов.

Конфликтное агентство

В январе 2013 г. комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) запретила Egan-Jones присваивать рейтинги в течение 18 месяцев по суверенным, муниципальным облигациям, облигациям штатов, а также инструментам с обеспечением, в том числе ипотечным. SEC обвиняет Egan-Jones в искажении операций в отчетности, неаккуратном соблюдении надзорных требований и нарушениях положений о конфликте интересов.

«Dagong был активен на начальном этапе обсуждения идеи российского агентства, он хотел выйти на глобальный рынок с новым брендом – в SEC им отказали в регистрации еще в 2010 г., – вспоминает источник, знакомый с ситуацией в UCRG. – Но за время обсуждения у них появилось агентство в Европе, поэтому идея с глобальным агентством им уже неинтересна». В июне 2013 г. Dagong Europe получило аккредитацию европейского регулятора ESMA. «Они несколько раз приезжали в Россию, общались с Минфином и ЦБ. Но сложилось ощущение, что они уже не хотят присутствовать в России, им комфортнее просто рейтинговать российские компании», – добавляет собеседник «Ведомостей». По его мнению, с экономической точки зрения сейчас Dagong интереснее работать отдельно, а не в рамках глобального агентства. Получить рейтинг Dagong ранее намеревался президент ВТБ Андрей Костин.

Участники ждали, что закон о рейтинговых агентствах вступит в силу 1 января 2015 г., но этот процесс затянулся, сетует Зайцев, непонятно, в каком правовом поле действовать. Он рассказал, что больше месяца назад прошла встреча председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной и коллег из Dagong, где обсуждались варианты выхода UCRG на российский рынок.

Руководство ЦБ на встрече комментировало предстоящие изменения в законодательстве, касающиеся работы иностранных рейтинговых агентств в России через учрежденные дочерние компании, следует из ответа пресс-службы ЦБ.

Представитель Dagong от комментариев отказался, а в UCRG, A.M. BestCo, а также в Egan-Jones не ответили на запрос.