Страховые лоббисты пытаются придумать, как избавить от коррупции техосмотр

После того как его стали курировать страховщики, махинаций не стало меньше
Страховщики не прошли техосмотр/ М. Стулов/ Ведомости

Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен создать объединение операторов технического осмотра (ТО) автомобилей, следует из материалов РСА (проекты документов есть у «Ведомостей»). Предполагается, что членство в нем будет обязательно для всех операторов. Объединение установит единые правила работы в отрасли и единую тарифную политику. Из документов РСА следует, что оно поможет побороть коррупцию и, как следствие, снизить аварийность на дорогах.

Мошеннические схемы при продаже ТО приобрели массовый характер, пишет РСА: речь идет о нескольких десятках тысяч якобы пройденных техосмотров, информация о которых внесена в единую базу данных. При этом некоторые страховщики сами видят в этом способ дополнительного заработка и выдают своим клиентам диагностическую карту по более высокой цене без осмотра автомобиля, работая с «дружественными» операторами ТО, подтверждает топ-менеджер одного из лидеров рынка ОСАГО. Например, «Росгосстрах» продает клиенту полис ОСАГО без ТО, но письменно берет с клиента обязательство пройти осмотр у аккредитованного оператора, рассказали сразу несколько клиентов страховщика. Комментарии «Росгосстраха» получить в четверг вечером не удалось.

Всего на рынке работает 3800 операторов и действует 60 их объединений. Должна быть одна саморегулируемая организация (СРО) с региональными подразделениями, объясняет логику РСА заместитель исполнительного директора РСА Михаил Ефремов, обсуждение вопроса ведется, но пока не выносилось на президиум РСА.

Диагностическая карта техосмотра необходима автомобилистам лишь для покупки полиса ОСАГО. Без нее страховщик не имеет права продавать полис, без полиса эксплуатация автомобиля запрещена.

Талон из прошлого

Техосмотр нужно сохранить лишь для коммерческого, общественного транспорта и частных автомобилей старше 15 лет и передать его назад в ГИБДД, где и раньше нелегально купить осмотр стоило гораздо дороже, чем сейчас у страховщиков, считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Число ДТП из-за неисправности автомобиля ничтожно мало, объясняет он, а пассажиры автобусов, такси должны быть уверены в безопасности поездки.

До 2012 г. за проверку технического состояния автомобилей отвечала ГИБДД. С 1 января 2012 г. система была переподчинена РСА – с тех пор страховщики сами аккредитовывают операторов.

Многие страховщики продают полисы ОСАГО и без прохождения техосмотра, рассказывает один из крупных операторов ТО: «Они передают информацию о вашем автомобиле «прикормленному» оператору, который вносит ее в реестр транспортных средств, прошедших техосмотр». Причина коррупции – в отсутствии госконтроля за операторами, уверен он.

Депутаты заявляли о необходимости передать контроль СРО операторов ТО. Она способна наладить контроль за техосмотром, уверен Михаил Вялов из Союза объединений операторов технического осмотра.

В регионах цены устанавливают местные исполнительные органы, говорит Ефремов. «В Тюменской области это стоит 290 руб. Никакой оператор не будет содержать оборудование, здание, нанимать людей за такие деньги. Это разорение, поэтому операторы начинают упрощать процесс диагностирования», – объясняет он. Диагностирование стоит около 1500 руб., нужно привести цены в соответствие с реальностью, заключает Ефремов.