Просроченная задолженность строительных компаний в Петербурге продолжает расти

Банки осторожно кредитуют девелоперов и дорожников
Банки осторожно кредитуют девелоперов и дорожников/ Е. Егоров/ Ведомости

Выдача кредитов строительным компаниям в Петербурге в I квартале 2016 г., по данным ЦБ, составила 24,4 млрд руб. (на 7,6% меньше, чем годом ранее). Кредитный портфель по отрасли к 1 апреля 2016 г. сократился на 15% до 155,9 млрд руб. (в целом задолженность петербургских компаний снизилась на 1,5% до 1,5 трлн руб.).

Просроченная задолженность предприятий строительной отрасли банкам в Петербурге на 1 апреля 2016 г. составляла 16,7 млрд руб. (годом ранее 7,9 млрд руб.), в Ленинградской области – 5 млрд руб. (в 2015 г. – 4,7 млрд руб.), следует из материалов ЦБ. Доля просроченной задолженности в городе – 10,7%, в области – 17,4%. В России просроченная задолженность строительных компаний составляет 22,9% (363,3 млрд руб.).

Жилое строительство в Петербурге замедляется. С января по май сдано в эксплуатацию 1100 кв. м жилья (2253 квартир и 84 дома), на 15% меньше, чем за тот же период прошлого года, следует из данных Петростата. За I квартал сокращение по сравнению с прошлым годом составило 10%. В Ленобласти за январь – апрель 2016 г. введено около 1 млн кв. м жилья, на 8,3% больше, чем годом ранее.

В нынешних экономических реалиях банки более тщательно проводят оценку как самих проектов, так и застройщиков и рисков, влияющих на кредитоспособность клиентов, говорит заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – вице-президент банка ВТБ Руслан Еременко.

Добавили

1 миллиард рублей на капитальный ремонт дорог добавили к расходам бюджета депутаты Законодательного собрания на вчерашнем заседании. Это связано с необходимостью завершения ремонта трамвайной линии от пр-та Маршала Жукова до конечного пункта «Стрельна», сообщает пресс-служба администрации.

Строителям сложно взять кредит по ставке ниже 15% годовых, поскольку риски в этой отрасли сейчас велики, подтверждает первый зампред правления банка «Санкт-Петербург» Александр Конышков. По его словам, банк «Санкт-Петербург» с 2014 г. взял курс на сдерживание кредитования строительного сектора. «Мы опасаемся последние два года, объекты для кредитования выбираем очень внимательно», – говорит Конышков.

Финансирование строительства жилой недвижимости стабильно занимает порядка 10% от портфеля кредитования недвижимости Северо-Западного Сбербанка, передал через пресс-службу председатель банка Дмитрий Курдюков. По его словам, со стороны застройщиков есть устойчивый спрос на кредитные ресурсы. Основной объем кредитования строительной отрасли приходится на жилищное строительство, добавляет Еременко.

Банк «Российский капитал», по словам его вице-президента по корпоративному кредитованию Максима Кокорина, пока не стремится кредитовать девелоперов жилья из-за повышенных рисков в этой сфере.

Ситуация на рынке жилой недвижимости сложная, предложение, особенно в сегменте массового спроса, выше финансовых возможностей покупателей, поэтому кредиты застройщики берут чаще для завершения проектов, а не на старт новых, говорит один из петербургских девелоперов. По его словам, стоимость кредитования для девелоперов сегодня начинается от 15% годовых и возвращать средства по таким ставкам сложно, если падает спрос.

В инфраструктурном строительстве ситуация не лучше. После банкротства крупных подрядчиков в прошлом году банки ужесточили требования к кредитам, а из-за экономической ситуации подняли ставки, говорит бывший топ-менеджер компании, которая специализируется на дорожном строительстве. Подрядчики раньше брали кредиты в банках до 50% от контракта – заказчик не всегда платит вовремя, а материалы значительно дешевле, если их заказывать заранее, вспоминает он. Теперь компании гораздо реже ходят в банки – получить беззалоговый кредит невозможно, а залогов у компаний нет, констатирует он Основные причины просрочки – неэффективный финансовый менеджмент и задержка оплаты контракта из-за срыва сроков работ, добавляет он. На просрочку также влияет сокращение рынка госзаказа в Петербурге и уменьшение рентабельности контрактов, говорит собеседник «Ведомостей»: «Как правило, подрядчики используют кредиты не на конкретный контракт, а на погашение старых долгов».

Снижение количества заказов подтверждает гендиректор ЗАО «Синтез» Артем Юрин. Получить кредит в этом году стало сложнее: банки выставляют высокие проценты и требуют серьезного имущественного обеспечения. «Обычно мы берем в банке около 30% от стоимости контракта, чтобы начать работы», – уточнил он.

У всех подрядчиков серьезные кассовые разрывы: заказчики – как государственные, так и коммерческие – неохотно платят авансы, объясняет гендиректор ООО «Геоизол» Елена Лашкова. «У нас с прошлого года есть долги обанкротившихся заказчиков, которые мы восполняем за счет сегодняшней прибыли», – отмечает она. В этом году несколько банков отказали «Геоизолу» в кредитах, несмотря на положительную кредитную историю, говорит Лашкова. По ее словам, в структуре заказов больше половины приходится на государство: «Объем госзаказа в 2016 г. в Петербурге упал, а рентабельность коммерческих заказов почти нулевая». У «Геоизола» нет просрочки по банковским кредитам, но есть по материалам и услугам, поставщики идут нам навстречу, говорит она. Задачей компании она называет обслуживание лизинговых платежей. Сокращение госзаказа и ужесточение конкуренции на рынке отмечают сразу несколько подрядчиков. Бюджет Дирекции транспортного строительства (ДТС, входит в КРТИ) в 2015 г. составил 21,3 млрд руб., план на 2016 г. – 29,2 млрд руб., следует из материалов ДТС. Значительная часть этих средств связана с финансированием крупных инфраструктурных проектов, приуроченных к ЧМ-2018. Расходы на текущий и капитальный ремонт дорог в 2016 г. уменьшились на 500 млн руб. по сравнению с 2015 г.