ЦБ разберется, почему граждане разочаровались в инвестиционном страховании

3/4 клиентов, получив выплаты, отказываются продлевать договор
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Центробанк проанализирует причины, по которым граждане, получив выплату по договорам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), в большинстве случаев отказываются их пролонгировать. Регулятор планирует собрать фокус-группу, сообщил 27 февраля директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук. «Мы будем задавать уточняющие вопросы, возможно, проведем фокус-группу, потому что нам важно: отказался человек - почему? Потому что он ожидал большой доход или просто у него, я извиняюсь, денег нет? Ведь в числе отказавшихся есть в том числе те, кто просто ушел из темы страхования. Мы будем делать анализ», - сказал Жук (цитата по ТАСС).

В понедельник «Сбербанк страхование жизни» – лидер рынка страхования жизни – сообщил, что в 2017 г. произвел первые выплаты по 5-летним полисам ИСЖ, которые он продает с 2012 г. Его продукты предлагались только премиальным клиентам Сбербанка. В результате в 2017 г. первым 395 клиентам (это 0,2% клиентов с договорами ИСЖ) страховщик выплатил 217 млн руб., из них 35 млн – дополнительный инвестиционный доход. Пролонгировать договор ИСЖ пожелали примерно 25% клиентов, получивших выплаты, сказал тогда гендиректор «Сбербанк страхование жизни» Алексей Руденко.

У других страховщиков жизни ситуация похожая. В компании «ВТБ страхование жизни» уровень пролонгации по трехлетним полисам ИСЖ, которые закончились в прошлом году, составил 22%, сообщил «Ведомостям» ее представитель. В этом году компания планирует сохранить его на уровне 20-25%. Представитель «Ингосстрах-жизнь» говорил, что в его компании первых выплат по ИСЖ еще не было. В компании «ВСК – линия жизни» первые выплаты по таким программам придутся на 2019 г., сказал его представитель. «Росгосстрах жизнь», «Альфастрахование-жизнь», «Ренессанс жизнь» и «Альянс жизнь» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Столь низкая доля может говорить о разочаровании граждан доходностью по ИСЖ. По оценкам АКРА, в случае с депозитами уровень пролонгации договора, когда клиент банка осознанно размещает средства на новый срок, превышает в целом по рынку 50%. «Сбербанк страхование жизни» будет работать над повышением этой доли и рассчитывает добиться пролонгации половины договоров ИСЖ, говорил Руденко.

Как работает ИСЖ

Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) представляет собой комбинацию классического рискового страхования (риски смерти, дожития, несчастные случаи) и инвестиционного продукта, позволяющего получить дополнительный негарантированный доход, зависящий от динамики выбранного клиентом базового актива. В случае досрочного расторжения договора отсутствует возможность получения всех уплаченных страховых взносов. Выкупная сумма, как правило, увеличивается пропорционально истекшему сроку страхования.

Страховщики жизни должны добиться, чтобы у клиентов не было обманутых ожиданий по доходности, сказал Жук. Он еще в прошлом году отмечал, что ЦБ опасается массового недовольства страховщиками жизни: обещанная ими доходность ИСЖ может не оправдаться. Регулятор в IV квартале прошлого года потребовал от страховщиков жизни раскрыть, сколько они выплатили клиентам.

Сейчас основной канал продаж ИСЖ – банки, которые активно продвигают этот продукт под видом вклада (получая за это комиссию). В 2017 г. премии по страхованию жизни выросли на 53% до 328,5 млрд руб., на инвестиционное страхование пришлось порядка 210 млрд, следует из данных Ассоциации страховщиков жизни (данные ЦБ появятся позже).

Читать ещё
Preloader more