РНПК начала бороться с задержкой платежей по договорам

Перестраховщик думает над возможностью их расторжения в таких случаях
Алексей Орлов / Ведомости

Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) намерена бороться с задержками платежей по договорам и хочет иметь возможность расторгать их в таких случаях – компания разослала страховщикам проект под названием «Стандартные оговорки о расторжении для договоров факультативного перестрахования». Копия документа есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердили два собеседника в страховщиках и два в страховых брокерах. Мнения игроков РНПК собирает до 8 ноября, ее представитель от комментариев отказался.

В чем проблема

На рынке сложилась практика, когда страховщики не платят по договорам факультативного перестрахования вовремя. Такой тип договора заключается между РНПК и страховщиками на отдельный риск добровольно – в отличие от облигаторного, в котором у компании есть обязательство передавать определенный процент рисков перестраховщику. В основном факультативные договоры заключаются для перестрахования рисков грузоперевозчиков по конкретной поставке, а также имущественных, финансовых, космических и складских.

Иногда платежи задерживают некрупные игроки, говорит собеседник в страховой компании. Но часто проблема не зависит от страховщика напрямую, объясняет он: договоры факультативного перестрахования, как правило, оплачиваются после поступления средств от конечного клиента, т. е. бизнеса.

Но несвоевременная оплата полиса клиентом не освобождает страховщика от оплаты перестраховочной премии – он проводит платеж фактически за свой счет, поясняет собеседник «Ведомостей». Для крупных игроков не проблема оплатить остаток премии в РНПК «из своего кармана», добавляет он: сложности возникают, если сумма крупная или речь о небольших игроках – в этом случае доплата может грозить проблемами с ликвидностью.

Если у бизнеса во время договора страхования риск не реализовался, может быть и так, что он вообще не заплатит оставшуюся часть премии, а фактического рычага давления у страховщика нет, рассказывает собеседник в страховом брокере. Проблему создает системная избыточная лояльность к клиенту, продолжает он: компания может пойти в суд, но не делает этого, если заинтересована в дальнейшем сотрудничестве. Такую практику подтверждает собеседник в страховщике и страховом брокере.

Администрирование договоров с несколькими платежами, напоминание об оплате и ее взимание – трудоемкие процессы, которые ведут отдельные подразделения в страховщиках, делится один из собеседников в страховом брокере. Наибольшая сложность возникает при заключении нового крупного договора с клиентом, у которого уже есть просроченный платеж. В этом случае клиента просят написать гарантийное письмо с заверением о планируемой оплате. Но позднее про такое письмо «забывают», признает собеседник: и если страхователь вновь задерживает оплату, страховщик затягивает платеж РНПК.

Игра по-новому

Новый проект «оговорок» РНПК предусматривает, что она вправе расторгнуть договор, если оплата по нему не поступила от страховщика в установленный срок. РНПК обязана направить уведомление о расторжении договора не позднее чем за 30 календарных дней до даты его аннулирования. Если в этот период поступит хотя бы один платеж, договор продолжает действовать на прежних условиях. При расторжении договора РНПК также претендует на часть премии пропорционально периоду, в течение которого он действовал. Страховщик должен оплатить премию в течение семи рабочих дней.

Для космических рисков РНПК может в одностороннем порядке расторгнуть договор, если оплата или ее часть не поступила в течение 10 рабочих дней с даты просрочки, следует из документа. Нацперестраховщик выплатит средства только по тем рискам из договора, которые наступили до его расторжения. Такие же меры действуют для краткосрочных рисков: рейсы, буксировки, разовые перевозки, а также генеральных договоров страхования грузов (сопровождение единым договором страховки целой серии однотипных грузов. – «Ведомости»). После расторжения генерального договора страховщик должен направить РНПК перечень проведенных до этого перевозок.

Подобные оговорки – нормальная практика, говорит председатель совета ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина. Документ может решить возможные проблемы с неплатежами по договорам перестрахования, в первую очередь – краткосрочным. В этом случае у РНПК и страховщика нет инструментов заставить клиента заплатить, поясняет она: груз уже успешно доставлен и прекращение договора с даты неуплаты второго платежа здесь не работает.

В отличие от других оговорок РНПК этот документ вопросов не вызывает, говорит один из собеседников в страховом брокере: проблема неплатежей и попытки схитрить по краткосрочным рискам достаточно острая и требует системного решения.