Наиболее вероятной причиной катастрофы Ту-204 во "Внуково" считают отказ реверса


Наиболее вероятной причиной катастрофы Ту-204 Red Wings во "Внуково" техническая комиссия МАК считает отказ реверса, пишет "Коммерсантъ". Расследование установило, что 29 декабря экипаж посадил самолет штатно, с завышенной скоростью 250 км/ч при норме 225-245 км/ч и с перелетом в несколько сотен метров. По словам экспертов, эти неточности не являлись критичными, поскольку остатка взлетно-посадочной полосы хватило бы пустому самолету для торможения. Расследование выяснило, что экипаж при посадке сделал ставку на применении реверса - в этом случае лопатки двигателей самолета разворачиваются, создавая обратную тягу. Реверс на обоих двигателях не сработал, а затормозить "автомобильным" способом экипажу не удалось. Лайнер сбил посадочный маяк, пробил бетонное ограждение аэропорта и развалился. Погибли командир Ту-204 Геннадий Шмелев, второй пилот, бортинженер и две стюардессы.

По словам источников газеты, на Ту-204 для включения полноценного реверса нужно, чтобы шасси самолета коснулись полосы. Стойки шасси сжимаются и через подвижный стержень-шток замыкают концевой выключатель, который, в свою очередь, разблокирует рычаги управления реверсом и позволяет пилоту сдвинуть их дальше, создавая таким образом мощную обратную тягу. В случае заклинивания стержня-штока система "не видит" приземления. В комиссии считают, что штоки на самолетах стало заклинивать из-за морозов — экипажи с наступлением холодов начали активно применять противообледенительную обработку и агрессивная жидкость, попадая в механизмы, могла вызвать их коррозию или заледенение.

После аварии гендиректор авиарегистра Межгосударственного авиакомитета (МАК) Александр Донченко разослал во все российские авиакомпании директиву летной годности для самолетов Ту-204 и Ту-214 с двигателями ПС-90А. Он рекомендует всем эксплуатантам этих самолетов на ближайшем оперативном обслуживании смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, а в дальнейшем проводить эту процедуру через 150 летных часов при отрицательных температурах и через 600 летных часов — при положительных. Экипажам предписано строго соблюдать рекомендации производителя Ту-204 и Ту-214 "при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях".

В директиве содержится информация о катастрофе во "Внуково", а также об инциденте 21 декабря в новосибирском аэропорту Толмачево — там "Ту" Red Wings выкатился за пределы полосы на 300 м и остановился в поле лишь после того, как у него стерлись и соскочили все колесные покрышки. 60 пассажиров и экипаж не пострадали.