На российские экраны выходит самый прибыльный в мире фильм

Шух-шух, топ-топ, скирлы-скирлы – а это вас демоны беспокоят. Поскрипев половицами и похлопав дверями, дебютант Орен Пели снял «Паранормальное явление» – самый успешный фильм года

Настоящую паранормальную активность проявляют не потусторонние силы, а массовая американская публика, поднявшая на первую строчку прокатной десятки фильм, рядом с которым даже «Ведьма из Блэр», совершившая бюджетную революцию в жанре ужасов, кажется дорогостоящим проектом: на нее ушло $60 000, а на Paranormal Activity – всего $15 000, да и те в основном на продвижение картины, снятой режиссером-дебютантом за семь дней в собственном доме в пригороде Сан-Диего. Помрачение накрыло и ведущих американских критиков: только один мужественный человек сумел недрогнувшей рукой напечатать, что это как смотреть на YouTube ролик про ваших беспокойных соседей. Остальные спрятались под кресла и шлют оттуда восторженные рецензии, обещая зрителям, что после просмотра они не уснут никогда.

Счастливые люди: с соседями не жили.

Закаленных обитателей многоэтажек такими штуками вряд ли возьмешь: у нас в одной трубе отопления демонов больше, чем во всем вашем особняке с бассейном. А вот жители загородных домов после «Паранормального явления» могут пару ночей поворочаться, прислушиваясь к скрипам на чердаке и перистальтике газового котла.

Фокус «Паранормального явления», как и «Ведьмы из Блэр», в том, что это не кино, а любительское видео: как бы документ – отчего и должно быть страшно. Молодая пара, обеспокоенная потусторонней активностью в доме, фиксирует странные явления на камеру, которая по большей части стоит в спальне на штативе. Кэти и Мика спят, а в это время то свет в коридоре включится, то дверь начнет закрываться, то шаги послышатся на лестнице. У Кэти в жизни это не впервые: нечто преследует ее (с перерывами) с 8 лет. Но раньше в доме не было видеокамеры.

Не снимай, Мика, демону это не нравится. Это его провоцирует.

Но важная мысль скорее пробалтывается, чем отыгрывается. Орен Пели бросает ее на полпути, предоставляя зрителю самому решать: то ли камера – проводник зла, то ли бесстрастный наблюдатель. Вероятно, и то и другое. Вы спите, а нечто – нет. И еще есть замечательное техническое устройство, позволяющее это нечто проявить, обнаружить, а значит – выпустить на волю.

Где нечто заработает более $100 млн даже в прокатной версии, в которой подключившийся к проекту Стивен Спилберг напрочь испортил финал.