Начо Дуато в Михайловском театре: Затем и звали в Петербург

Начо Дуато повторил в Михайловском театре один из своих лучших спектаклей – «Многогранность. Формы тишины и пустоты»
Станислав Левшин

Для автора это балет не совсем обычный – полнометражный, двухактный, с довольно четкими контурами сюжета. Но знаковый. Он поставлен на фрагменты из произведений Баха, стремится следовать строю этой музыки и посвящен взаимоотношениям творца и слушателя, звука и пластики, музыки и движения.

От исполнителей спектакль требует баховской мощи и свободного владения стилем Дуато. Казалось, время «Многогранности» в Петербурге пока не пришло: весь первый сезон испанца в Михайловском театре прошел в довольно тяжелых поисках взаимопонимания, его петербургские эксклюзивы не оказались бесспорными шедеврами, а именно этого всегда ждет от любого театра отечественная балетная общественность. Имеющий 25-летний опыт руководства Национальной танцевальной компанией Испании, хореограф решил ответить на все недоумения и недоудачи своим проверенным шедевром.

Двухчасовой баховский балет в Петербурге выглядит не столь безупречно, как в исполнении испанской труппы. И даже живой оркестр под руководством нового главного дирижера Михайловского Михаила Татарникова не всегда выигрывает у былой фонограммы – он, кажется, осваивает не менее диковинный язык, чем артисты на сцене. Тем не менее «Многогранность» демонстрирует именно того хореографа, которого выбрали для руководства самым амбициозным из современных русских театров. Он знает толк в странном соединении пудреного парика и босоногих ступней, черной униформы в стиле унисекс и фижм, рапиры и арабеска, Петипа и Килиана. Его танцовщицы могут носить мальчишеские стрижки и струиться в кантилене поддержек. В «Многогранности» Дуато мыслит не отдельными движениями, а пластикой, вступающей в дуэт с музыкой, светом, костюмами. А живая уязвимость его балета позволяет вспомнить, что хореография – не застывший сто лет назад монолит. Этого чувства остро не хватает в нашей реальности.