Бергенский фестиваль искусств: Нордический характер

В Бергене прошел крупнейший фестиваль искусств стран севера. В этом году «северный Зальцбург» отмечал 60-летие
K. Forster Bergen International Festival

Бергенский фестиваль имеет подзаголовок «Нордические импульсы» – что многое говорит о его приоритетах. Главный норвежский паттерн – березка, вцепившаяся корнями в голую скалу на известном пейзаже Даля, – символ национального характера. А еще – триада Уле Булль (легендарный скрипач, тип северного Паганини, прообраз Пер Гюнта) – Хенрик Ибсен – Эдвард Григ.

Без «Пер Гюнта» – пьесы, которую показывают в разных интерпретациях практически каждый год, не обошелся и юбилейный фестиваль. Однако на фестивале сложилась и современная триада: Лейф Ове Андснес – Трульс Мёрк – Стефан Херхайм.

Пианист Лейф Ове Андснес, входящий, пожалуй, в первую десятку мира, открывал музыкальную программу фестиваля. Он сыграл два концерта Бетховена, Первый и Третий, одновременно дирижируя Малеровским камерным оркестром. Оркестр и без него все исполнил бы как надо: там сидят недюжинные профессионалы, и концертмейстер свое дело знает. Но за роялем Андснес демонстрировал крайнюю рафинированность фразировки и мимозную хрупкость туше.

Виолончелист Трульс Мёрк, еще одно национальное достояние и гордость Норвегии, в составе фортепианного трио представил мини-цикл «Русские вечера» из опусов Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. Трульс Мёрк, музыкант думающий, чувствует русскую музыку, ее нерв, тоскливую обреченность и глубоко запрятанный за меланхолией трагизм. Трио Чайковского ля минор было сыграно с пронзительной искренностью, строгостью и чистотой.

Режиссер Стефан Херхайм, известный всей Европе, представил чудеснейшую, ироничную, слегка гривуазную по интонации постановку оперы Генделя «Ксеркс» (копродукция с «Комише-опер» в Берлине).

Три знаменитых норвежца показали экстраклассное качество художественной продукции фестиваля. Но в его афише в равной пропорции были представлены как местные музыкальные силы – например, филармонический оркестр Бергена, так и национальные и интернациональные коллективы вроде оркестра Северогерманского радио или ансамбля Les Arts Florissants.

Фестиваль, осененный высочайшим покровительством королевской семьи, с самого начала задумывался как мультижанровый: музыка, балет, театр. На нем есть и фолк-музыка: в этом году пел грузинский хор «Рустави». А также направление contemporary dance, представленное акробатической группой из Танжера.

Потомки викингов, сливаясь в едином порыве с толпами туристов, реагируют восторженно. Стоит поехать на Бергенский фестиваль, чтобы понять: слухи о нордической сдержанности коренного населения сильно преувеличены.

Берген