Книга «Внутри Apple»: Еще одна попытка раскрыть секрет успеха

Журналист Адам Лашински заглянул в сердцевину самой дорогой корпорации в мире, обнаружив там и червяков

Только что переведенная на русский «Внутри Apple» – очередная серия по-прежнему популярного сериала с условным названием «Стив Джобс и его детище». Адам Лашински, главный редактор журнала Fortune (одного из самых авторитетных деловых изданий в мире), забирается в машинное отделение космического корабля из алюминия и стекла с цветным яблоком на боку и пытается разобраться, как эта штука работает. И сколько проработает еще, учитывая, что ее великий капитан и создатель уже более полугода как не на борту.

Задача понять принципы управления Apple Inc. не из легких: компания, породившая чудо-девайсы, – одна из самых закрытых в мире. Если в головной офис Google может зайти человек с улицы, в Apple даже ее собственные сотрудники не cумеют попасть на территорию многих помещений. Более того, нередко и туда, куда они легко могли проникнуть еще вчера, сегодня электронный пропуск перестает их пропускать – значит, компания занялась очередным «самым главным» и, естественно, секретным проектом. За умышленное или случайное разглашение тайн следует немедленное увольнение. При приеме на работу во время инструктажа всех об этом строго и на все лады предупреждают, припугнув еще и юридическими последствиями «болтовни». Впрочем, и захоти рядовой сотрудник рассказать все секреты, ему это не удастся: его собственные задачи – крошечный кусочек пазла на обширном поле деятельности Apple. Шансы подняться по карьерной лестнице в Apple тоже невелики, повышение в должности здесь не ценность, ценность – профессионально делать свое дело и не высовываться.

Понятно, что если компания так относится к собственным сотрудникам, тем, кто обеспечивает ее полет в будущее, то тех, кто этому полету может помешать сознательно, она и вовсе готова растоптать публично. Лашински напоминает о рекламных роликах Apple, представлявших в издевательском свете продукцию Билла Гейтса, о том, как жестко обращались яблочники даже с партнерами, нарушая все конвенции делового мира. Но, поступая как капризный, однако никогда не забывающий своей выгоды ребенок, выстраивая свои уникальные бизнес-модели, Джобс и его коллеги всегда оставались неизменно обходительны, предупредительны, чуть ли не нежны, – с нами, покупателями. Теми, на кого, в конце концов, и работает яблочная махина. Ценой каких унижений, страха, бестактностей достигается эффект, очевидно, не наше дело. Грустно, но факт: волшебные яблочные продукты стоят не одной, не двух – моря слезинок участников процесса. Получается парадокс: вещь, доброжелательно улыбающаяся человеку, создается методами, отрицающими, что называется, «гуманистические ценности».

Другое заключение, которое делаешь, прочитав эту книгу, не так неожиданно и не столь печально: основа любого открытия – бесстрашие. Только забыв о существующих правилах, можно придумать что-то совершенно новое и другое. И третье – технологии постоянно двигаются вперед, но ничего принципиально нового в области человеческой психологии придумать невозможно. И успех Apple у потребителя во многом результат того, что отношение яблочников к делу – своего рода религия, продукция ее не просто гениальная или великая, она «безумно великая», как выразился однажды Джобс. Недаром все эппловские магазины напоминают футуристические храмы – стекло, алюминий, лаконичный дизайн. Кстати, и возвращение Джобса в однажды покинутую им компанию не зря называли вторым пришествием. Не говоря уже об ассоциациях, окружающих надкушенное яблоко. Понятно, что в такой системе координат сотрудник компании просто обязан стать жрецом культа Apple и привлекать к нему новых и новых поклонников. Именно так устроены секты.

Адам Лашински. Внутри Apple: как работает одна из самых успешных и закрытых компаний. М.: Колибри, 2012. Пер с англ. С. Алексеева, под ред. А. Александрова