Статья опубликована в № 3138 от 06.07.2012 под заголовком: Веселые каникулы

«Римские приключения»: Вуди Аллен побывал на творческих каникулах

Случилось то, чего пессимистически настроенная критика ждала последние лет двадцать: Вуди Аллен наконец снял полный самоповторов, по-старчески беспомощный фильм. Возможно, худший в своей поздней карьере
outnow.ch

Последний раз коллективное фырканье по поводу работы Вуди Аллена раздалось в начале тысячелетия, когда вышел ромком «Кое-что еще», – да и то не слишком громкое. «Римские приключения» знаменуют переход мастера к стадии творческих каникул.

Четыре из восьми фильмов европейского периода Аллена посвящены отдыхающим, исследованию человека в тот момент, когда он в сжатые сроки может – и должен – позволить себе все, что хочет. Но если в «Вики Кристине Барселоне» или «Полуночи в Париже» режиссер проявляет себя антропологом, то в «Римских приключениях» явно решает присоединиться к туристам: ощущение, что на площадке он по-пенсионерски грелся на солнышке, изредка автоматически отдавая команды артистам. Формально фильм соответствует золотому алленовскому стандарту: несколько эксцентричных пар, реже троек, вьются, как мухи в банке, на некой ограниченной территории, и из их беспорядочного жужжания складывается удивительный бытийный узор.

Жаркий Рим – город с большим эротическим потенциалом, поэтому практически все связи между героями выстроены по беспроигрышному принципу «кто-то кого-то хочет». Робкого сынка миллионера жизнь сталкивает с высококлассной проституткой, его зажатую жену – с напористой лысеющей кинозвездой, американский студент-дизайнер разом знакомится со своим архитектурным гуру и уставшей от собственного беспутства голливудской старлеткой, белобрысая нью-йоркская арт-дилерша цепляет местного жениха и немедля вызывает в Рим родителей – ну а кем может быть папа, как не человеком с внешностью и повадками самого Вуди Аллена? Именно личное участие режиссера в им самим устроенном балагане оказывается фатальным: среди однотипных, взаимозаменяемых людей-масок (все группки персонажей составлены по принципу развратник – скромница или скромник – развратница плюс резонер и мало чем друг от друга отличаются) он выглядит случайным осколком собственных великих фильмов вроде «Энни Холл» и «Разбирая Гарри», с особенной силой оттеняя третьесортность происходящего вокруг. Герои шутят, но несмешно; бесперечь болтают, но в болтовне не рождается смыслов; чувство, что грустный и трезвый автор знает о жизни пугающее все, улетучилось в никуда.

Магия, как известно, может покинуть гения в любой момент – но с Алленом, видимо, другой случай: он сам рванул вниз свой рубильник, отключив в уставшей чудо-голове божественный свет. Ему явно не хочется становиться собственным персонажем – стареющим оперным режиссером-авангардистом, который, обнаружив себя в творческом кризисе, просто ставит певца под душ. Честнее снять плоское туристическое видео. Аллен предпочитает, чтобы мы запомнили его бесстыже, одной левой отрабатывающим гонорар пенсионером на отдыхе, но только не маразматиком.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать