Бунинская премия: награду получили хорошие поэты

Лауреатами склонной к парадоксальным награждениям Бунинской премии в этом году стали действительно хорошие поэты
Максим Амелин теперь лауреат «Бунинки»/ И. Стомахин/ PhotoXpress

Одну из самых таинственных наших литературных наград получили Владимир Алейников, Максим Амелин, Мария Ватутина и Марина Кудимова. Что радует, хотя и не снимает всех вопросов. Загадочность Бунинской премии, учрежденной в 2004 г. Московским гуманитарным университетом, несколькими вузами и коммерческими организациями, связана с феноменальной размытостью ее критериев выбора.

Произвольность, кажется, возведена здесь в принцип. Среди избранников легко могут оказаться и воспевшая танк Лариса Васильева, и тонкий переводчик англоязычной поэзии Григорий Кружков (лауреаты 2010 г.). В другой раз соседями по премии оказались Юрий Поляков и Людмила Петрушевская. Среди ее лауреатов Тимур Кибиров, Александр Проханов, Альберт Лиханов, Владимир Личутин, Михаил Шишкин и Александр Кабаков.

Бунинская всеядна и почти внепартийна, хотя почвеннический, а вместе с тем ностальгический уклон по отношению к литературе большого стиля в ней все же ощутим. Номинации премии, как и направление ее взгляда, тоже ежегодно меняются – «проза», «автобиографическая проза», «публицистика» или, как на этот раз, «поэзия».

Большой Бунинской премии в этом году не получил никто. Зато «серебряные медали» (приз – 100000 руб.) достались хорошим поэтам разных поколений и литературных школ. В лауреатах оказался «классик советского андеграунда», как пишут энциклопедии, один из основателей легендарного содружества СМОГ Владимир Алейников, бывший свободным и большим поэтом уже в 20 лет: «Я буду жить, пока живёт земля, / Где свет погас, и форточку открыли, / Когда в провинции болеют тополя / И ласточек надломленные крылья».

Cтаршее поколение поэтов представлено и Мариной Кудимовой, автором плотных, буквально набитых образами стихов, часто использующей фольклорные ритмы и мотивы. Награждены и два представителя поколения 40-летних – Максим Амелин и Мария Ватутина. Амелин начинал как «архаик», окликающий ХVIII поэтический век и античность, но постепенно сдвинулся к простоте и прозрачности: «Осенью в заброшенный сад / лучше не ступать и ногой, / – выйдешь из него, но другой, / или не вернёшься назад». Мария Ватутина пишет совсем иначе – резко, ярко, конкретно: «Паду в ножки, расстелюсь травой, брошу чушь пороть. / Буду щи варить да поругивать Путина. / Не дает Господь. Говорит Господь: /– Не пора, Ватутина».

В итоге литературная картина, представленная жюри, оказалась цветной и пестрой, смешавшей авангард и традицию, фольклор и злободневность, консерватизм и новаторство. То есть достаточно адекватной.

И все-таки, видимо, чтобы мы не заподозрили «Бунинку» в совсем уж полной внятности, «За подвижнический труд на благо русской литературы и укрепление культурных связей России и Белоруссии» «специальной премией» попечительского совета наградили Алеся Кожедуба.