"2in1": Главный приз получила "Отсрочка" Родриго Пла

Жюри фестиваля «2in1» под председательством французского эротомонстра Жан-Клода Бриссо раздало призы. Главный достался «Отсрочке» Родриго Пла
Родриго Пла снял «Отсрочку» о человеке больном и никому не нужном/ 2in1

В фильме Андреаса Дрезена «Остановка на перегоне» герой, умирающий от рака, рассказывает своему айфону анекдот. Приходит мужик к врачу, тот ему: «У меня для вас две плохие новости». – «Ну?» – «Во-первых, у вас рак». – «Так. А вторая новость?» – «Еще у вас Альцгеймер». Мужик (облегченно): «Ну слава богу, что не рак».

Анекдот дает почувствовать атмосферу конкурсной программы фестиваля «2in1», завершившегося в понедельник в Москве. Стараниями компании «Интерфест» и программного директора Алексея Медведева «2in1» показывает лучшие фильмы года уже в третий раз – и это фильмы, которые, как было сказано на открытии, «помогают жить, а не провести время».

Но, похоже, у 2012 года были для нас плохие новости, так что как минимум половина конкурсных фильмов подготавливала зрителей к смерти. Гран-при фестиваля достался мексиканско-уругвайской драме «Отсрочка» Родриго Пла. Это прозрачная и горькая история о старении. У Августина болезнь Альцгеймера, он часто бродит по городу, не зная, где живет. Его дочь Мария больше не может справляться с детьми, стареющим отцом, тяжелой работой. Она оставляет Августина во дворе в чужом районе и говорит, что скоро придет.

Эта трагическая версия давнего рассказа Пантелеева «Честное слово» получила еще и приз в номинации «Изображение». В номинации «Звук» победила отличная документальная «Последняя «скорая помощь» в Софии» Илиана Метева, видеодневник софийской бригады «скорой помощи». Камера следит исключительно за врачами. Вот они курят, вот они ищут нужный адрес, вот они утешают невидимого пострадавшего, а вокруг шумит большой и больной город.

Приз за историю получил Джем Коэн, автор «Музейных часов» – самого тонкого и многослойного фильма фестиваля. Это история о мужчине и женщине, он – музейный смотритель (зал Брейгеля), она приехала в Вену к умирающей кузине. Они бродят по музею и по городу, и им открывается город, Брейгель, искусство, время, царство мертвых.

В номинации «Герои» приза удостоился российский фильм «Я буду рядом» Павла Руминова, победитель «Кинотавра». Маша Шалаева, сыгравшая тут главную роль – матери-одиночки, умирающей от рака (ага, опять), – действительно отличная актриса. Но ту же тему гораздо более мощно и без всякого эмоционального шантажа представил Андреас Дрезен, чья «Остановка на перегоне» получила специальное упоминание жюри.

Насколько мрачен был конкурс, дававший понять, что все наши попытки шевелиться – это всего лишь отсрочка, остановка на перегоне, настолько жизнеутверждающей оказалась внеконкурсная программа. Пятнадцатичасовой фильм члена жюри Марка Казинса «История кино» – это, безусловно, самое сильное киновпечатление года. У Казинса неотразимо обаятельная манера делать фильмы, субъективный нарциссический академизм, и после просмотра «Истории кино» становится очевидно, что кинематограф – это чудо.

Эту хорошую новость подтвердил еще один гость фестиваля, лучший режиссер последних времен Леос Каракс. На круглом столе «Судьба авторского кино в ХХI веке» он сообщил, что надо возрождать древнюю силу кино, каждый раз изобретая его заново. Фестиваль «2in1» этим и занимается.