Главная проблема зимней Олимпиады – переменчивая погода

Репортаж с тестовых соревнований в Сочи
Голованов Андрей/ PhotoXPress.ru

Please, slowly, – произносит чудаковатого вида молодой человек в свободной одежде и с лихо закрученными вверх усами. Это канадец Крис Тёрпин, тренер сборной России по лыжному хаф-пайпу и слоуп-стайлу (дисциплины фристайла, ставшие олимпийскими в 2011 году). Только что он спросил у подвернувшегося под руку волонтера тестовых стартов в Сочи, как ему попасть в сектор для спортсменов. Девушка затараторила по-английски так, что Крис растерялся и, рассмеявшись, попросил говорить чуть медленнее.

«Ты даже не переживай. Проведем в лучшем виде. Надо будет – из Сибири снег завезем, в космосе тучи разведем»

Подготовка волонтеров – пока один из немногих проектов сочинских Игр, который можно считать в целом готовым. Правда, сам оргкомитет «Сочи-2014» устраивает для них лишь краткосрочные семинары, а основное бремя подготовки ложится на региональные бюджеты по всей стране; но главное – результат. Молодые люди в синих куртках доброжелательны, улыбчивы, знают языки и всегда безотказны. Определенная бестолковость в них, конечно, присутствует, но она не превышает стандартный для любой Олимпиады градус.

В один из дней пребывания корреспондента «Пятницы» в Сочи, 7 февраля, исполнился ровно год до старта Игр, запущен обратный отсчет. Соревновательные объекты Олимпиады построены, в крайнем случае находятся на заключительной стадии. Между тем остаются два болезненных вопроса, которые предстоит решить за 12 месяцев и при упоминании которых официальные лица пока отделываются общими словами. Вопросы эти ключевые: где жить гостям Олимпиады и какая будет погода?

– Виктор Гребенников, занимаюсь в Краснодаре фотобизнесом, – представился молодой мужчина, которого корреспондент «Пятницы» приметил на лыжно-биатлонном стадионе «Лаура» во время этапа Кубка мира по лыжным гонкам 1-3 февраля. Приметил по простой причине: он был одним из немногих, у кого на шее не висела аккредитация официального лица или волонтера. Редкий гость на тестовых соревнованиях-2013 – простой болельщик. Рассказал, что еще полгода назад стал планировать поездку на лыжные гонки в Сочи с женой и ребенком, хотел посмотреть наших и зарубежных звезд. Но, взвесив все, отказался.

– Почему?

– Стали искать, где жить – ну, чтобы не в самом городе, оттуда в горы по пробкам с ребенком не наездишься. Обзвонили все гостиницы на Красной Поляне и «Розе Хутор» – нет мест. Говорят, все занято спортсменами. Поговорил с женой, поехал один. Снимаю квартиру в Адлере, езжу туда-сюда каждый день. Минимум три часа в сумме на дорогу. Соревнования нравятся, но не уверен, что готов повторить это через год.

В горном кластере строительство гостиниц идет ускоренными темпами, и объекты сдают чуть ли не в режиме онлайн, но об инфраструктуре пока речи нет: на «Розе Хутор» только один продуктовый магазин. До него надо топать пару сотен метров по обочине дороги, стараясь не принять грязевую ванну от очередной фуры. А вот аптеки нет – пока есть только вывеска. При этом по берегам реки Мзымта уже открылись несколько отелей, в том числе Radisson, Tulip Inn, Heliopark. Мой новый знакомый прав: живут там только участники предолимпийских стартов. А во время непосредственно Игр-2014 поселятся официальные лица, VIP-гости и обслуживающий персонал. Их будет много, а уже сейчас понятно, что место не резиновое.

Одно из этих официальных лиц, кстати, рассказало корреспонденту «Пятницы» историю. Попросив, правда, не упоминать его имени – на всякий случай (другое официальное лицо рассказывало, как президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко не стесняется на заседаниях отчитывать представителей федераций, чьи спортсмены или тренеры хоть вскользь покритиковали в СМИ организацию тестовых стартов).

Так вот, согласно этой истории, первым метеорологом в Красной Поляне – тем, кто методично стал записывать наблюдения за погодой в этой местности, – в конце XIX века был некий семинарист Иосиф Джугашвили. Юный пытливый ум уже тогда заметил странное чередование зим в этом месте: снежные и условно холодные чередуются с теплыми и дождливыми. Трудно сказать, стоит верить этой истории или нет, но в данном случае лучше поверить. Тестовые соревнования в «Розе Хутор» проходят этой зимой мучительно.

Вначале было просто тепло и бесснежно. Потом пошли снегопады, но при этом возникли плотные туманы, и часть внутрироссийских соревнований пришлось отменять. Ушли туманы, и на пару дней установилась идеальная погода (как сказал знакомый журналист, впервые за четыре поездки в этом году в Красную Поляну удалось увидеть солнце). А в начале этой недели пошел дождь, который смыл большую часть снежного покрова. И на момент написания этих строк непонятно, пройдут здесь во второй половине февраля несколько этапов Кубка мира или их отменят.

– Ты насчет Олимпиады даже не переживай, – утешил автор истории про Сталина. – Проведем в лучшем виде. Надо будет – из Сибири снег завезем, в космосе тучи разведем. У нас же все для блага болельщика и все во имя болельщика. Тебе имя этого болельщика назвать?