Из чего печатают одежду

С помощью 3D-принтера уже можно изготовить платье, туфли и даже нижнее белье
Continuum Fashion

Iris van Herpen

«Это возможность создавать бесшовные вещи, без использования традиционных выкроек, без единой нитки»

На недавно завершившейся Неделе высокой моды в Париже голландский бренд Iris van Herpen представил среди прочего черное платье и белый костюм, состоящий из болеро и юбки. Эти вещи были отпечатаны на 3D-принтере. «Перед модельером, использующим 3D-принтер, открываются удивительные перспективы, – говорит основательница бренда Ирис ван Херпен. – Это возможность создавать бесшовные вещи, без использования традиционных выкроек, без единой нитки. И это означает полную свободу: можно одним движением руки менять ширину, длину моделей, добавляя сложные скульптурные элементы».

Модельерами 3D-принтер пока еще используется мало, но все же примеры есть. Так Continuum Fashion, дизайнерская лаборатория из Нью-Йорка, основанная Дженной Физел и Мэри Хуанг, изготавливает на принтере нейлоновый бюстгальтер со съемными бретельками. Дизайнеры утверждают, что это первая в мире «напечатанная» вещь ready-to-wear, предназначенная для продажи. Бюстгальтер стоит от $250 до $300 (в зависимости от размера). Также в ассортименте Continuum Fashion разноцветные пластиковые колье и браслеты. А по предварительному заказу в лаборатории напечатают, например, «плетеные» туфли ($900).

Однако чаще 3D-принтер выступает в роли вспомогательного инструмента производства. Так, по словам Бек Астли Кларк, основательницы ювелирного интернет-магазина Astley Clarke, многие поставщики онлайн-бутика «отливают» с помощью принтера формы для будущих ювелирных изделий. А обувной бренд Nicholas Kirkwood применяет объемную печать для изготовления каблуков. При этом Николас Кирквуд не исключает, что в дальнейшем эта технология будет использоваться более активно. «Ведь прелесть 3D-принтера как раз в том, что с его помощью можно создать прототипы любых самых безумных форм, даже таких, которые было бы крайне сложно или практически невозможно сделать традиционным способом», – говорит дизайнер.

Главной функцией 3D-принтеров применительно к моде в будущем может стать персонализация одежды и аксессуаров. «Бренды будут использовать эту технологию, чтобы повысить уровень сервиса, – говорит Джеймс Уоллман, аналитик компании LS:N Global, занимающейся анализом и прогнозом трендов в сфере lifestyle. – Так, та же Burberry могла бы поставить у себя в бутиках такие принтеры и предлагать потребителям, напечатать, например, очки по собственному дизайну. Плюсы очевидны – здесь и экономия времени, и возможность включить потребителя в процесс производства. Ведь современные потребители больше не хотят диктата моды – они хотят диалога».

Или даже монолога. Сегодня настольные 3D-принтеры для частного пользования уже выходят на массовый рынок. С помощью модели Replicator (около $2000) можно создавать пластиковые браслеты, кольца, очки, клатчи всего за 20 минут. Пользователь проектирует модель на компьютере, а затем нажимает на кнопку и наблюдает, как прямо на глазах электронный рисунок превращается в вещь. Машина выдавливает расплавленную пластиковую нить из картриджа-катушки, и из этой нити со скоростью примерно 40 мм в секунду «вырастает» объект. В процессе формования он обдувается встроенным вентилятором и выходит из принтера уже сухим и застывшим. «Пока принтер может печатать максимум в двух цветах и использует только пластик, – пояснил «Пятнице» Максим Гвоздев, генеральный директор компании Thingprint, которая продает в России «репликаторы», – но думаю, в будущем будет расти и цветовая гамма и, конечно, расширится круг материалов. Ну и без всякого сомнения, такие принтеры, как любая техника, будут дешеветь и в ближайшие годы войдут в каждый дом». А Нери Оксман, дизайнер из Media Lab Массачусетского технологического института, и вовсе сравнивает изобретение 3D-принтера с революцией, совершенной изобретением Гутенберга: «В чем смысл печатного станка? Он в свое время демократизировал распространение информации. Печатать мог любой. А теперь любой может делать вещи».

Использованы материалы FT