Наталья Паласьос: Потому что некрасивая

Как решить проблему пищевого мусора

В Японии действует закон, по которому супермаркеты и рестораны обязаны сдавать для переработки неиспользованные продукты

Всякий раз загружая холодильник свежими продуктами, предварительно освободив его от продуктов уже не столь свежих, я задумываюсь. А ведь сколько килограммов недоеденной еды ежедневно проглатывают мусорные ведра? Сколько продуктов, закупленных в азарте, портится, потому что до них просто не дошли руки? Оказалось, это злободневная проблема, решение которой ищется на мировом уровне.

В прошлом году состоялся целый ряд международных конференций на тему пищевого мусора: конгресс в Риме, Slow Food в Турине. Британец Тристрам Стюарт посвятил вопросу книгу Waste. В цифрах проблема выглядит впечатляюще: около 89 млн тонн еды, по информации Европейской комиссии, кормит помойки. Часть теряется еще на уровне производителей продуктов: в виде промышленных издержек, неожиданно обильных сборов урожая в связи с изменениями климата или в момент доставки. Другая часть еды «пропадает» в ресторанах и столовых, но самый большой процент бестолкового использования продуктов – почти половина – приходится на обычных потребителей, которые выбрасывают, например, морковку, потому что она некрасивая, или просто нерационально делают закупки. Европейскими чемпионами в этом отношении, кстати, являются швейцарцы, которые сносят на помойку около 45% своих закупок.

Вопрос пищевого мусора затрагивает экономику, экологию и социальное обеспечение, поэтому все страны взялись за дело засучив рукава. Государственные сайты напирают на гражданскую сознательность: «Один выброшенный батон равносилен 60-ваттной лампочке, горящей в течение 30 часов», – доносит информацию до бельгийских граждан bruxellesenvironnement.be. Не отстают и французы: «9000 км иногда проезжает йогурт, забытый в вашем холодильнике, прежде чем попасть в мусорный бак», ну или же «моя красота – внутри» – заигрывает неприглядная картошка на alimentation.gouv.fr. Прагматичные англичане действуют с прицелом на «карман»: «Вы можете сэкономить около 50 фунтов в месяц, даже живя в Лондоне, если будете рационально распоряжаться своими продуктами» (сайт lovefoodhatewaste.com предлагает советы по организации кухонного пространства и домашних холодильников). В Японии, оказывается, уже больше десяти лет действует закон Food Recycling, по которому все супермаркеты и рестораны обязаны сдавать для переработки неиспользованные продукты и еду, которые специализированными предприятиями превращаются в корм для животных, идут на удобрения или на производство метана.

Но веселее всего эти вопросы решаются в народе. На одном из парижских рынков в предновогоднюю пору было собрано около 80 кг нераспроданных продуктов, и совершенно незнакомые друг другу люди объединились для веселого приготовления трапезы под музыку диджея. 60 литров супа, 4 гигантских салата и 400 накормленных бесплатно людей, многие из которых стали друзьями, – результат акции Disco Soup. Инициаторы ивента – молодая пара. Двадцатипятилетние ребята вдохновились подобным мероприятием под названием Schippel Disco в Берлине. В Париже за прошлый год они организовали восемь акций, одна из которых состоялась на площади перед мэрией – неиспользованные продукты пошли на приготовление компоста для удобрения городских садов и парков. Наверное, превращение в модную тенденцию – один из самых эффективных способов решения проблемы, более действенный, чем резолюции ООН и решения международных конгрессов.

Автор – главный редактор сайта www.tabletalks.ru