Стиль жизни
Бесплатный
Глеб Ситковский
Статья опубликована в № 3291 от 21.02.2013 под заголовком: Бросать курить бесполезно

"(Самый) легкий способ бросить курить" в Центре драматургии и режиссуры: Все равно не бросишь

В московском Центре драматургии и режиссуры на Беговой поставили пьесу Михаила Дурненкова «(Самый) легкий способ бросить курить». Курильщикам пользы никакой
Авторы спектакля могут позволить заснуть герою, но не зрителю
Полина Королева

Хотя спектакль действительно легкий и по-актерски азартный. «(Самый) легкий способ бросить курить» сделан (самыми) многообещающими дебютантами сезона – теми выпускниками курса Хейфеца, что с интервалом в пару месяцев выпустили в московском ТЮЗе сначала «Лейтенанта с острова Инишмор», а затем – «Четвероногую ворону». Макдонах, Хармс, теперь Дурненков – три бодрых и смешных спектакля, которые чем-то похожи на тройную автоматную очередь: со стороны выглядит так, будто ребята просто весело пальнули куда бог пошлет, а все выстрелы – в цель. «Четвероногую ворону» ставил молодой режиссер Павел Артемьев, Макдонаха и Дурненкова – его сверстник Александр Суворов. Но актерская команда – та же самая.

Если бы авторам «Легкого способа бросить курить» вдруг понадобился рекламный слоган для афиши, они могли бы взять на вооружение духоподъемную фразу «Россия – страна возможностей». Патриотизм ни при чем – просто вся пьеса Дурненкова состоит из упущенных главным героем возможностей, начиная с той антиникотиновой, что вынесена автором в заголовок. «Смотри, видишь? – деловито щелкает Константин на калькуляторе, подлизываясь к стерве-жене. – Шестнадцать тысяч. Это я сейчас на калькуляторе подсчитал: если брошу курить, то за жизнь сэкономлю шестнадцать тысяч долларов. Представляешь, сколько можно джинсов на эти деньги купить?»

Несбыточная мечта сказать никотину «бай-бай» – далеко не самый соблазнительный из упущенных драматургом поворотов сюжета. Слушая, как жена пилит главного героя или начальник сладострастно макает своего безответного подчиненного мордой в грязь, думаешь: эх, какая бы пальба пошла на сцене, окажись на месте курильщика Константина (Иван Ивашкин) тот самый лейтенант с острова Инишмор, о котором студенты Хейфеца рассказали в предыдущем своем спектакле. Бабах – и нет стервы-жены, бабах – и нет козла-начальника. Но Константин не герой, нет. Он лошара и терпила, как называет его кто-то из персонажей.

Можно сказать и по-другому: место героя в спектакле Суворова занято кем-то, кого на родном языке Макдонаха назвали бы wannabe – человеком, который хочет кем-то быть. «I am a disco dancer», – поет он, воображая себя неотразимым красавцем из индийского фильма. С таким же успехом мог бы спеть жене «I wanna be loved by you». Было бы кому петь – вокруг него мир, словно вырезанный из фанеры и населенный клонированными персонажами. Каждый из актеров играет по нескольку ролей сразу: захочешь изменить жене с любовницей – наткнешься на точно такой же человеческий экземпляр (Софья Райзман), сменишь работу – а там тебя встретит тот же ненавистный босс (Олег Ребров). Не люди, а колечки сигаретного дыма. Нет, не получится у Константина бросить курить. И танцором диско ему не бывать. Wannabe – вот кто ты такой, житель страны упущенных возможностей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать