Статья опубликована в № 3291 от 21.02.2013 под заголовком: Бросать курить бесполезно

"(Самый) легкий способ бросить курить" в Центре драматургии и режиссуры: Все равно не бросишь

В московском Центре драматургии и режиссуры на Беговой поставили пьесу Михаила Дурненкова «(Самый) легкий способ бросить курить». Курильщикам пользы никакой
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Авторы спектакля могут позволить заснуть герою, но не зрителю
Полина Королева

Хотя спектакль действительно легкий и по-актерски азартный. «(Самый) легкий способ бросить курить» сделан (самыми) многообещающими дебютантами сезона – теми выпускниками курса Хейфеца, что с интервалом в пару месяцев выпустили в московском ТЮЗе сначала «Лейтенанта с острова Инишмор», а затем – «Четвероногую ворону». Макдонах, Хармс, теперь Дурненков – три бодрых и смешных спектакля, которые чем-то похожи на тройную автоматную очередь: со стороны выглядит так, будто ребята просто весело пальнули куда бог пошлет, а все выстрелы – в цель. «Четвероногую ворону» ставил молодой режиссер Павел Артемьев, Макдонаха и Дурненкова – его сверстник Александр Суворов. Но актерская команда – та же самая.

Если бы авторам «Легкого способа бросить курить» вдруг понадобился рекламный слоган для афиши, они могли бы взять на вооружение духоподъемную фразу «Россия – страна возможностей». Патриотизм ни при чем – просто вся пьеса Дурненкова состоит из упущенных главным героем возможностей, начиная с той антиникотиновой, что вынесена автором в заголовок. «Смотри, видишь? – деловито щелкает Константин на калькуляторе, подлизываясь к стерве-жене. – Шестнадцать тысяч. Это я сейчас на калькуляторе подсчитал: если брошу курить, то за жизнь сэкономлю шестнадцать тысяч долларов. Представляешь, сколько можно джинсов на эти деньги купить?»

Несбыточная мечта сказать никотину «бай-бай» – далеко не самый соблазнительный из упущенных драматургом поворотов сюжета. Слушая, как жена пилит главного героя или начальник сладострастно макает своего безответного подчиненного мордой в грязь, думаешь: эх, какая бы пальба пошла на сцене, окажись на месте курильщика Константина (Иван Ивашкин) тот самый лейтенант с острова Инишмор, о котором студенты Хейфеца рассказали в предыдущем своем спектакле. Бабах – и нет стервы-жены, бабах – и нет козла-начальника. Но Константин не герой, нет. Он лошара и терпила, как называет его кто-то из персонажей.

Можно сказать и по-другому: место героя в спектакле Суворова занято кем-то, кого на родном языке Макдонаха назвали бы wannabe – человеком, который хочет кем-то быть. «I am a disco dancer», – поет он, воображая себя неотразимым красавцем из индийского фильма. С таким же успехом мог бы спеть жене «I wanna be loved by you». Было бы кому петь – вокруг него мир, словно вырезанный из фанеры и населенный клонированными персонажами. Каждый из актеров играет по нескольку ролей сразу: захочешь изменить жене с любовницей – наткнешься на точно такой же человеческий экземпляр (Софья Райзман), сменишь работу – а там тебя встретит тот же ненавистный босс (Олег Ребров). Не люди, а колечки сигаретного дыма. Нет, не получится у Константина бросить курить. И танцором диско ему не бывать. Wannabe – вот кто ты такой, житель страны упущенных возможностей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more