За шесть лет на швейцарские отели потрачено $1,1 млрд

В Великобритании обладатели многомиллионных состояний покупают футбольные клубы, во Франции — газеты, в Швейцарии пропуском в премьер-лигу богачей стали палас-отели

За последние шесть лет всего несколько местных и иностранных миллиардеров потратили на покупку и ремонт самых знаменитых пятизвездочных отелей страны больше миллиарда швейцарских франков (а именно $1,1 млрд). Все эти проекты были связаны с непомерными расходами и желанием владельцев вникнуть в мельчайшие тонкости. Новоиспеченные отельеры лично участвовали в реализации своих замыслов — от приглашения архитекторов с мировым именем до покупки антикварной мебели и произведений искусства для номеров. Их инвестиции во много раз превысили разумные и достаточные.

Такие неоправданные траты вызывают откровенную зависть и даже подозрения у владельцев обычных отелей, чаще всего семейных. Профессионалы видят в миллиардерах не безобидных дилетантов, а опасных соперников, способных основательно дестабилизировать рынок, ведь они настолько задирают планку, что обычным владельцам гостиниц до нее не дотянуться. Более того, специалисты уверены: эти гигантские вложения вряд ли когда-нибудь окупятся. Но, похоже, миллиардеры подходят к гостиничному делу с иными финансовыми критериями, нежели к приносящему реальный доход основному бизнесу.

Следуя новым стандартам

Для ремонта и реконструкции отеля на небольшом горнолыжном курорте Ароза немецкий миллиардер пригласил Марио Ботту, швейцарского архитектора и мировую знаменитость. Один только четырехуровневый спа площадью 5000 кв. м в отеле Tschuggen Grand Hotel с огромными окнами-парусами обошелся в 35 млн швейцарских франков. Он задал новые стандарты для подобных сооружений не только в Швейцарии, но и во всей Европе. Собственно на отель, и без того роскошный, ушло еще 20 млн. При этом Tschuggen Grand работает меньше 10 месяцев в году. На перестройку гостиниц Carlton и Eden Rock с велнес-центром за 20 млн франков от Ботты Кипп тоже не поскупился.

Швейцарский предприниматель Урс Шварценбах решил перестроить цюрихскую гостиницу Dolder Grand, огромное здание конца XIX века в готическом стиле. Для этого он пригласил британскую звезду — лорда Нормана Фостера. Первоначальный бюджет планировался в размере 240 млн швейцарских франков, но реальные расходы на модернизацию и расширение гостиницы, по слухам, вдвое превысили эту сумму. Главная достопримечательность “постоялого двора” — спа площадью 4000 кв. м со стеной в виде монолитной скалы — она служит напоминанием о швейцарских горных ущельях.

Как и другие миллиардеры, решившие вложиться в гостиничный бизнес, Шварценбах не рассказывает, зачем ему это нужно. Томас Штрауман, швейцарский предприниматель, обязанный своим состоянием зубным имплантам, не признается, сколько он потратил на Les Trois Rois, самый известный отель его родного Базеля, и Grand Hotel Bellevue на эксклюзивном горнолыжном курорте в Гштаде. Впрочем, объем инвестиций и так понятен, хотя в его отелях меньше показного блеска и больше неброской роскоши. Ремонт в Les Trois Rois (101 номер) продолжался почти два года — владелец планировал восстановить оригинальную планировку 1844 года. Штрауман и члены его семьи лично выбирали для отеля ковры, мебель и даже картины.

Рассказать о своих замыслах согласился только Томас Шмидхайни, 66-летний миллиардер, представитель третьего поколения семьи, разбогатевшей на индустриализации восточной Швейцарии, один из самых состоятельных швейцарских бизнесменов. “Мы хотели решить социальные проблемы долины”, — сказал он, сидя на удобном диване в одном из двух своих отелей в городке Бад-Рагац, который он превратил в курорт с полями для гольфа, спа и медицинским центром.

В середине 90-х Шмидхайни вместе с миноритарными акционерами потратил 70 млн швейцарских франков на гостиницу Quellenhof. В 2007-2009-м он выложил уже 150 млн франков на пристройку к соседнему отелю Hof Ragaz и ремонт, после которого четыре звезды стали пятью. “В этом регионе многие потеряли работу, в том числе в нашем семейном бизнесе, и мы как семья должны помочь этим людям”, — заметил тогда бизнесмен. Но одновременно Шмидхайни (активы которого включают 20% Holcim, крупнейшей в мире компании по производству цемента) ясно дает понять, что не собирается заниматься благотворительностью: “Я человек дела. И буду действовать исходя из этого”.

Для денег или для души?

Но даже бизнесмены должны разбираться в гостиничном бизнесе, когда дело касается роскошных отелей. В прошлом году группа Grand Resort Bad Ragaz потеряла 1,4 млн при объеме продаж 107 млн франков. Об этом стало известно благодаря тому, что 25% акций владеют 800 мелких акционеров и финансовая политика отеля абсолютно прозрачна.

Курорт расположен в живописной долине Рейна всего в часе езды от Цюриха и работает круглый год. Здесь есть горнолыжные трассы, два поля для гольфа, термальная лечебница, медицинский центр с персоналом в 125 человек. То, что он понес убытки, многое говорит о менеджменте. “Быстрые деньги тут не заработаешь, — признает Шмидхайни. — Но и чеки на предъявителя я выписывать не собираюсь”.

Пьер Ландоль, еще один богатый швейцарец, тоже считает гостиничный бизнес долгосрочным проектом. Ландоль принадлежит к уважаемой базельской династии химиков, позже — фармацевтов. Лучшие активы семьи, а именно большая доля акций фармацевтической корпорации Novartis и компании Syngenta, производящей средства защиты растений, размещены в фонде Sandoz. Фонд уже вложился в три высококлассных отеля. Beau Rivage в Лозанне — классический палас-отель, состоящий из двух прилегающих зданий XIX века. Он расположен в живописнейшем месте и прекрасно отреставрирован.

Еще два отеля куплены для души — мало кто из отельеров, рассматривающих гостиничное дело как коммерческий проект, отнеслись бы к ним серьезно. Среди них необычный бутик-отель на 40 номеров Palafitte, стоящий на сваях посреди Невшательского озера во французской Швейцарии. Отель готовили к сносу, но тут вмешался фонд — и пятизвездочный отель, который эксперты успели похоронить из-за скромного размера и отдаленного местоположения, обрел новую жизнь.

Профессиональные отельеры испытывают к своим богатым конкурентам смешанные чувства. Кое-кого из них уважают как долгосрочных инвесторов, при упоминании других недоуменно поднимают брови. “В старые времена считалось шиком иметь яхту, потом — личный самолет. И вот теперь — отель, — говорит Андреа Шерц, директор и владелец гостиницы Palace в Гштаде — самого знаменитого швейцарского палас-отеля, сказочные башенки которого возвышаются над долиной. — Естественно, со своими деньгами они могут отгрохать любую гостиницу — но это не имеет никакого отношения к коммерции. Конечно, их отели — настоящие произведения искусства. Но ведь после них постояльцы везде захотят получить те же услуги и ту же роскошь, хотя с точки зрения прибыли это нереально”.

Palace построили в 1913 году, перед самой войной. А потом экономические принципы возведения европейских гостиниц изменились навсегда. Андреа Шерц владеет отелем на пару с братом Тьерри, а с 2001 года работает директором. Их семья в бизнесе с 1938 года — в тот год их дедушка стал директором гостиницы Palace.

Вместе с отелем семья пережила войну (в военные годы в подвале хранился швейцарский золотой запас), а 1948 году выкупила здание, и сейчас им управляет уже третье поколение.

“Все заработанные средства мы тратим на отель. В долги не залезаем и кредиты особо не берем”, — говорит Шерц. Это типично для владельцев палас-отелей, пытающихся выжить в конкуренции с новым племенем миллиардеров. В одном только Гштаде у Шерцев целых три конкурента: Штрауман со своим Grand Hotel Bellevue, Донателла Бертарелли, наследница биотехнологической компании Serono, с Grand Hotel Park и президент “Формулы-1” Берни Экклстоун с гостиницей Olden, самой скромной из всех. Похоже, богачи подцепили “гостиничный” вирус.

“Отель — реальный актив, который инвестор может всем предъявить, которым может гордиться, — говорит Шмидхайни. — Это нечто зримое. Не то что искусство в подвале. Отель можно пощупать. Это понятный бизнес. В нем легко разобраться. К тому же любой может о нем судить, ведь каждый из нас хоть раз в жизни останавливался в гостинице”.

(FT Wealth, 2012 год, перевел Андрей Ганкин)

Эта публикация основана на статье «Миллиардеры-отельеры» из приложения "Как потратить" газеты «Ведомости» от 15.04.2013, №65 (3327)