«Хроники раздолбая»: Павел Санаев написал «исповедь сорокалетних»

В «Хрониках раздолбая» Павел Санаев попытался соединить «исповедь поколения» сегодняшних сорокалетних и сценарий о золотой молодежи

В итоге этот роман очень напоминает добротную советскую прозу для подростков: метания героя описываются прямолинейно и почти дидактично. Вот только в отличие от благородных и чистых предшественников в повестях Крапивина и Железникова Раздолбая манят не высокие идеалы дружбы и самопожертвования, а «телки» в рижском «Интуристе» и эскорте новых русских. Зачарованность «красивой жизнью» – самая искренняя эмоция Раздолбая, и это разрушает главное, что требует жанр «исповеди поколения», – масштаб. Да, раздолбаев у нас в стране «миллионов сорок», как справедливо замечает Мартин, но герой Санаева мелковат для того, чтобы эти миллионы увидели в нем себя. Несмотря на это, обилие живых сцен, человеческая интонация, незамысловатость сюжетных решений и, конечно, слава «Плинтуса» обрекают «Хроники» на успех, который рука об руку идет с читательской любовью.

Павел Санаев, режиссер, сценарист и автор феерически смешного, хотя и горького сочинения «Похороните меня за плинтусом», написал вторую книгу. Учитывая популярность «Плинтуса», новый роман издатели, разумеется, представляют сиквелом. На обложке «Хроник раздолбая» уточнение: «Похороните меня за плинтусом – 2». Не верьте уточнениям издателей!

Эта история вовсе не про ворчливую бабушку, безропотного дедушку, их дочь, зятя и внука, ставшего заложником взаиморасчетов взрослых, нет. Хотя и герой «Хроник» (как и рассказчик «Плинтуса») относится к поколению, рожденному в 1970-х. Но на этот раз Павел Санаев делает попытку написать роман воспитания – о молодом человеке, юность которого и момент выбора пути пришлись на начало 1990-х, соответственно, эпоху крушения прежних ценностей и поведенческих парадигм.

Взрослая, «своя» жизнь 19-летнего Раздолбая начинается с путешествия в латвийский пансионат, куда родители отправляют его развеяться перед учебным годом в Суриковском институте. В поезде Москва – Рига Раздолбай знакомится с золотой молодежью – Мартином и Валерой, студентами престижных МГИМО и Иняза. Отныне Мартину суждено стать главным искусителем Раздолбая и его проводником по миру запретных удовольствий, Валере – симпатичным статистом. Вскоре на сцене появится и противоположность Мартина – талантливый музыкант Миша Мороз, православный христианин – он возьмет на себя разговоры с Раздолбаем о вере. За первую любовь будет отвечать великолепная шатенка Диана.

Павел Санаев открыто строит свое повествование по законам сценарного жанра: сюжет линеен, все роли четко распределены. Есть протагонист, есть искуситель, есть ангел-хранитель, есть любимая девушка. И все их приключения, от съемок любительского фильма на пляже до новогоднего сюрприза Диане, подчеркнуто сценичны. Но жесткую конструкцию Санаев оборачивает серьезными и вовсе не сценичными разговорами о смысле жизни, существовании Бога, размышлениями Раздолбая о собственном призвании.