Куда пойти и что посмотреть во время праздников

Гид по самым интересным фильмам, концертам и спектаклям на время новогодних каникул
Кадр из фильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»/ kinopoisk.ru

Кино

Балетные туфли Ольги Преображенской, Тамары Карсавиной, Людмилы Бараш с автографом Бахрушину. 1903, 1913, 1908

Идеальное новогоднее зрелище - диснеевский мультфильм «Холодное сердце» вышел в прокат еще в декабре. Поэтому поклонникам заграничной анимации, уже успевшим с ним ознакомиться, придется смотреть нового «Тарзана», ни в чем не превосходящего предыдущие интерпретации романа Берроуза. Подростковую аудиторию наверняка удовлетворит самурайский экшн «47 ронинов» с неплохим 3D, качественными боевыми сценами и Киану Ривзом в роли рыцаря-полукровки.

Что же до взрослых, то им предлагаются романтическая лента о судьбе клерка-фантазера «Невероятная жизнь Уолтера Митти» - переосмысление Беном Стиллером (он же и в заглавной роли) мотивов классического «Шоу Трумана». А тем, кто привык смотреть на Новый год отечественные блокбастеры, - триквел «Ёлок», вновь сделанных под продюсерским руководством Тимура Бекмамбетова и окончательно приблизившихся к своему прототипу - британской рождественской комедии «Реальная любовь».

Музыка

По традиции год начнется с фестиваля камерной музыки «Возвращение» - скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков собирают бывших однокашников, круг которых давно стал интернациональным и обзавелся поколением учеников.

Четыре концерта фестиваля пройдут в Малом зале консерватории. Ни одно сочинение, сыгранное однажды, на «Возвращении» повторено быть не может, поэтому музыканты все время ищут и находят новые партитуры. При этом каждый концерт имеет свою литературную тему. «Концерт по заявкам», которым «Возвращение» обычно заканчивается, теперь пройдет в начале, и в его программе, в частности, прозвучит премьера произведения молодого композитора Алексея Курбатова, написанного специально для фестиваля.

В середине сыграют две другие программы: «Серенада» и «В гостях у сказки».

А завершит фестиваль сочинение Гайдна «Семь слов Христа на кресте». Оно существует в нескольких версиях, авторских и неавторских. Новую версию - для духового и струнного квинтетов - специально для фестиваля сделал опытный композитор Юрий Каспаров.

6, 8, 10, 12 января, homecoming.ru.

Выставки

В галерее «Крокин» открыта экспозиция «Закулисье» - в соответствии с названием все работы здесь оказываются обрывочными воспоминаниями прежних спектаклей-выставок. На черно-белом холсте Константина Батынкова покадрово изображена дама в шикарном платье, которая будто мечется по сцене. Кирилл Александров соорудил огромные шестеренки неправильной формы - можно подумать, что они приводили в движение какую-нибудь сложную театральную механику. Многие объекты не лишены иронии: так, Леонид Тишков поместил светящийся полумесяц в клетку для птиц, а Сергей и Татьяна Костриковы поставили на обыкновенные яйца волшебный для ценообразования штамп «Фаберже».

Продолжить театральную тему можно в Музее им. Бахрушина, где в конце декабря открылась выставка «Предметы N*». Дизайнером проекта стала главный художник Гоголь-центра Вера Мартынова: она придумала разместить сто предметов с уникальной театральной историей, принадлежащих некогда Бахрушину, и сто экспонатов, поступивших в музей за последние годы, в разного размера модульных ящичках. В них - ценные реликвии. Например, балетная туфля Тамары Карсавиной, ковш Михаила Щепкина или лайковая перчатка Марии Ермоловой, к которой приложился итальянский трагик Томмазо Сальвини (актриса пришла на его спектакль), отчего на коже остались следы его грима.

А в ЦСК «Гараж» со 2 по 19 января проходит «Арт-Эксперимент» - интерактивный выставочный проект для взрослых и детей. Его главная идея в том, чтобы развенчать миф о непонятности современного искусства. Временный зал «Гаража» в Парке им. Горького будет преобразован в архитектурный лабиринт (проект Кирилла Асса и Надежды Корбут), в котором зрителю предстоит пережить несколько заранее сконструированных художниками, дизайнерами и архитекторами «ситуаций». Впрочем, в каждой посетитель сможет выступить как соавтор произведения искусства или по крайней мере стать свидетелем его появления.

krokingallery.ru; gctm.ru; garageccc.com.

Книги

Среди только что вышедших книг - роман Нила Геймана «Океан в конце дороги» (М.: АСТ, 2014). Это сказка для взрослых: рассказчик возвращается в места, где провел детство, и на него обрушиваются воспоминания, поначалу вроде бы вполне реалистичные, а затем все более и более фантастические. Самые страшные детские кошмары возвращаются из глубин сознания. Угонщик умирает прямо в угнанной машине, и в мир приходит сверхъестественное существо, а старушка-соседка оказывается старше возраста мироздания и помнит, как родилась Луна. «Океан» - классический постмодернисткий текст, где можно наслаждаться сюжетом, а можно угадывать, из каких мифов, легенд и произведений классиков Гейман позаимствовал образы, мотивы и героев.

Еще одна новинка - исследование Лорена Грэхэма «Сможет ли Россия конкурировать?» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014). Это американский нон-фикшн для российских патриотов - Лорен Грэхэм, ведущий специалист по истории советской науки из Массачусетского технологического института, на трехстах страницах восхищается российскими учеными. Вы не поверите, объясняет он читателям, но русские и правда первыми в мире создали тепловоз, начали освещать города электричеством, передали радиосигнал еще до Маркони, придумали многомоторный пассажирский самолет, и первая в Европе вычислительная машина тоже их. К сожалению, ужасается Грэхэм, русские ученые были удивительно бескорыстны и так и не смогли извлечь прибыли из своих изобретений, что никак не отменяет их подвига, а власть ни при царях, ни при коммунистах, ни сейчас так и не смогла создать надежного механизма поощрения инноваций.

Театр

В Театре под руководством Олега Табакова в конце декабря сыграли премьеру - «Сверчок на печи» по Диккенсу. Сентиментальная история, входящая в «Рождественские повести», рассказывает о семье, которую «охраняет» живущий за печкой сверчок и где появляется таинственный незнакомец. Как всегда у Диккенса, есть тут добрые и несчастные персонажи, жизнь которых чудесным образом меняется в лучшую сторону, а также черствые и неприятные, которые превращаются в добряков. Спектакль поставил ученик Петра Фоменко Николай Дручек: его «Сверчок на печи» - это наше представление об Англии времен Диккенса, с костюмами того времени, усами и буклями, чепцами и цилиндрами.

31 декабря, 3 января, tabakov.ru.

Подготовили Антон Долин, Петр Поспелов, Анна Арутюнова, Константин Мильчин, Александра Машукова