Наталья Паласьос: Помогай, вилка

Как еда помогает решать социальные проблемы

Еда с некоторых пор стала важным элементом современного социума. И главное - модным. На светском рауте, наряду с умной книгой или громкой премьерой (а то и вместо них), теперь принято обсуждать открытие гастропаба в соседнем доме или в одной из мировых столиц. Этот факт особенно очевиден в социальных сетях, которые на голодный желудок лучше вообще не открывать.

Каждый оплаченный счет в Manger - это реальная возможность оказать помощь обездоленным, слабовидящим или кому-то другому

Но интересно и то, что еда стала активным игроком в решении социальных проблем. Самый яркий пример этого - Джейми Оливер. Благодаря деятельности его Food Foundation и программе Fifteen в симбиозе с одноименным рестораном, британский шеф вот уже более десяти лет вовлекает неблагополучных подростков в процесс кулинарного обучения, чтобы наставить их на путь истинный и предложить интересную профессию. Сегодня Fifteen помимо Лондона функционирует в Корнуолле, Мельбурне и Амстердаме, что само по себе говорит об успешности эксперимента.

Парижская концепция Manger (в переводе - «есть») представляет собой ресторан-школу для обездоленных любых возрастов. Здесь изучают азы кулинарного искусства, а затем отрабатывают на кухне ресторана, меню для которого поочередно придумывают известные шефы и кондитеры: Пьер Ганьер, Давид Тутен или Кристоф Мишалак. Среди учеников можно встретить и молодую девушку из Кот-д'Ивуара, и 60-летнего французского пенсионера. Все пришли сюда с биржи труда и готовы работать на износ, открывая для себя кулинарные техники и продукты, которые никогда в жизни не пробовали.

Еще дальше в этом отношении пошел ресторан Dans le Noir - «В темноте», который предлагает еду при полном отсутствии света. Это не просто интересный гастрономический эксперимент, позволяющий сконцентрироваться на еде, но и социальный эксперимент: половина сотрудников Dans le Noir слабовидящие или полностью слепые люди. Ethik Investment - учредитель первого ресторана в Париже, появившегося десять лет назад, открыла такие заведения в Лондоне, Барселоне, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге. Через их темные двери прошло уже, по приблизительным подсчетам, около миллиона посетителей. Подобный ресторан есть и в Москве.

Что интересно, все эти проекты еще и работающие бизнес-модели. Например, Manger, которому меньше года, еще не вернул вложенные в него инвестиции, но его основатель Тьерри Монассье уже размышляет о создании других моделей «социального рестораторства». Ethnik Investment, среди основателей которого бывший крупнейший маркетолог агентства Young & Rubicam, уже открыл спа-центр «В темноте» и разрабатывает проект Café Silence (кафе «В тишине») с вовлечением слабослышащих людей. И что немаловажно, проценты от прибыли идут в благотворительные фонды. Поэтому каждый оплаченный счет - это реальная возможность оказать помощь обездоленным, слабовидящим или кому-то другому, кто в ней нуждается.

Хотя, надо сказать, что еда в качестве решения социальных проблем - это не всегда про бизнес. В 9-м округе Парижа открылось кафе-табльдот Tout autre chose, в вольном переводе - «Совсем о другом». Посменно работающие здесь поварихи и обслуживающий персонал - волонтеры и трудятся абсолютно бескорыстно. Основная цель проекта, созданного адвокатом Мелиссой Палмер, - создать место, где могли бы встречаться одинокие люди, нуждающиеся в общении. Днем здесь кормят недорогими обедами, а вечером на вырученные деньги проводят разные мастер-классы и организуют экскурсии. Столу здесь вернули его основное назначение - объединять и сближать.

Автор - главный редактор сайта www.tabletalks.ru