В «Мультимедиа арт музее» показывают историческую фотовыставку «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция»

Она повествует о том, как актеры вытеснили из кадра аристократов
Студия Надара. Господин Гобен (в роли Соловья). 1890/ МАММ

На этой выставке в «Мультимедиа арт музее» демонстрируют не оригинальные фотографии старейшего французского фотографа Феликса Надара и его сына и преемника Поля, а современные цифровые отпечатки с негативов, сохранившихся во французской Медиатеке архитектуры и культурного наследия. Что жаль – подлинники сохраняют образ времени, но простительно, потому что экспозиция построена остроумно и сюжет ее занимателен.

В середине XIX в. Феликс Турнашон, известный под псевдонимом Надар, делал в своем ателье парадные портреты великих людей, аристократии, богачей и генералов. Можно сказать, он изобрел этот жанр, вернее, заимствовал его из живописи. На надаровских фотографиях запечатлены Жорж Санд, Жюль Верн, Александр Дюма, Эмиль Золя и Виктор Гюго на смертном одре. Герои французской литературы и искусства выглядят здесь благородно и значительно, чему способствовали выбранные позы, студийные ассистенты, ловко направлявшие освещение, и аккуратная ретушь. Но и в объектив тогда смотрели как в вечность, предпочитали достойно выглядеть в глазах потомков.

К концу 80-х гг. Надар отошел от дел и передал свое ателье сыну. Поль был человеком легкомысленным, большим любителем театра и актрис. Производство парадных портретов приносило ему доход, а театральная съемка – еще и удовлетворение.

В его ателье актеры разыгрывали перед фотоаппаратом сцены из спектаклей, водевилей. И в костюме и гриме становились в те же продуманные и величавые позы, как писатели, знаменитые врачи и иностранные принцы.

Поставленные на выставке рядом портреты людей высшего общества и комедиантов, принимающих те же позы, создают ощущение, что артисты просто насмехаются, передразнивают богатых, властных и знаменитых. И генерал Гастон Александр Огюст де Галифе становится неожиданно забавен рядом с господином Юге в спектакле «Красное яйцо» театра «Фоли-драматик». Любовь к театру Поля Надара не подвела, будущее было за фотографиями актеров. Публика вскоре предпочла их портретам ученых и военных. Но актеры перед камерой уже не гримасничали, осознавали свое величие.

До 26 апреля