Фестиваль в Аннеси отдал Гран-при мультфильму Константина Бронзита о мужской дружбе

Хотя главной темой в этом году была женская анимация
Фильм Константина Бронзита – о космосе и мужчинах/ CoolConnections

Женщины были везде: восемь спецпрограмм, посвященных женщинам-режиссерам, имиджевые ролики каждого дня, героинями которых были женщины – пионеры анимации, почетный приз вручали французской художнице и режиссеру Флоранс Мьель, плакат и все оформление фестиваля заказали португальской художнице и режиссеру Режине Пессоа, и членами всех жюри конкурса тоже были только женщины. Если учесть, что в последние годы студентами киношкол по всему миру становится все больше девушек, которые приезжают в Аннеси с дипломными фильмами, то можно подумать, что 39-й фестиваль превратил французский городок в город женщин.

Но как бы много интересных сюжетов ни предлагал такой женский поворот, для нас, конечно, главным событием фестиваля стало то, что Гран-при Аннеси получил фильм «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита. Причем это вторая победа Бронзита здесь, прошлый приз он получил ровно 20 лет назад, в 1995-м, за «Свичкрафт», а кроме него в Аннеси из русских режиссеров побеждал только Александр Петров (в 2000 г. он взял Гран-при за «Старика и море»).

Бронзит сделал настоящее народное кино, универсальное во всех отношениях / CoolConnections

Триумф русского фильма был усугублен тем, что другой престижнейший международный фестиваль – Загребский, традиционно завершающийся прямо перед Аннеси, – тоже дал главный приз фильму «Мы не можем жить без космоса». Кажется, таких дуплетов в истории еще не было. Удивляться нечему – Бронзит сделал настоящее народное кино, универсальное во всех отношениях, – простую, прямую и сильную историю о верности в дружбе, о человеческой связи, которая не рвется даже с гибелью того, кого любишь. И это, конечно, не могло не сработать. Можно не сомневаться, что в сегодняшней агрессивной ситуации на французском фестивале, для которого политика остается одной из самых острых тем, такое кино, идущее против всех политических тенденций, значит больше, чем когда бы то ни было.

Аннеси всегда поддерживал искусство, озабоченное острыми социальными проблемами, и в этот раз было отмечено, что главные темы для него – беженцы, миграция и права человека. И даже там, где режиссер политический смысл не закладывал, его находят. Второй по значению приз в главном для фестиваля короткометражном конкурсе получил эстонский кукольный фильм «Хозяин» режиссера Рихо Унта – драматическая история о собаке и обезьяне, чей хозяин как-то раз не вернулся домой, так что зверям пришлось выживать самим. Как ни отнекивался режиссер, говоря о рассказе начала ХХ в., на основе которого снял кино, зрители и журналисты фестиваля уверяли, что этот фильм – политическая метафора, где речь идет о судьбе Эстонии, оставшейся без хозяина.

Ящеры-хозяева

«Кристалл» за лучший полный метр ушел французскому приключенческому фильму в духе стимпанка «Авриль и поддельный мир» Франка Эканси и Кристиана Димара. События в нем происходят в середине ХХ в., но в каком-то параллельном мире: ученые – от Эйнштейна до Королева – работают в некоей «шарашке» под началом говорящих ящеров, где строят космические корабли и придумывают эликсир бессмертия.

Политический сюжет явно был важен и при выборе лучшего студенческого фильма – «Кристалл» Аннеси среди дипломников взял Маркус Арматадж из Английского королевского колледжа искусств за фильм «Мой папа» – размашистый яркий рисунок уличной жизни, протестов и столкновений с полицией и коллаж из обрывков газет в рассказе о любимом отце. Но мне больше всех понравился фильм, получивший второй по значению приз в студенческом конкурсе, – «Эдмонд» Нины Гантц из еще одного знаменитого британского института – Национальной кино- и телевизионной школы. Кукольный фильм, где все сделано из мягкого, пушистого материала, раскручивает назад историю неудачливого героя – от печального сидения у озера перед самоубийством до времени, когда он еще был в животе у матери. И оказывается, что всю жизнь, когда Эдмонд особенно сильно испытывал любовь к кому-то, он начинал его есть. Чуть не откусил ногу возлюбленной, откусил-таки ухо однокласснику и съел своего близнеца еще в чреве матери. Но кровавый поворот совсем не выглядит отталкивающе. Напротив, одинокий лузер очень трогателен в неспособности сдерживать свои чувства и в ужасе от того, во что это выливается. А это просто любовь.

Аннеси