16 материалов по теме
Статья опубликована в № 3929 от 01.10.2015 под заголовком: Стихи Некрасова прочтут как рэп и ораторию

Стартовал фестиваль-школа современного искусства «Территория»

Событиями международного смотра станут спектакли отечественных театров
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Десятый, юбилейный международный фестиваль «Территория» будет отличаться русским акцентом: в этом году арт-дирекция собрала сильнейшую российскую программу. Конечно, для местной публики столичные спектакли будут доступны и после фестиваля, но нельзя забывать об иногородних студентах, которые каждый год приезжают на «Территорию», чтобы участвовать в мастер-классах и знакомиться с театральным контекстом. Когда еще они смогут увидеть московский дебют знаменитого немца Хайнера Геббельса и, возможно, лучшую постановку Кирилла Серебренникова?

Серебренников, входящий в арт-дирекцию «Территории», по традиции представит на фестивале свой новый спектакль. «Кому на Руси жить хорошо» – одна из первых попыток по-новому прочитать поэму Николая Некрасова: этот общеизвестный текст почему-то обходят стороной не только театральные режиссеры, но и филологи. Серебренников доказывает, что Некрасов – не только гражданин, демократ, но и блестящий, совершенно недооцененный поэт, который писал живым и гибким языком. В исполнении актеров «Гоголь-центра» его стихи звучат и как бытовая речь, и как рэп, и как оратория. В самой постановке тоже соединяются все возможные театральные жанры, от современной хореографии до психологического театра.

Еще один хедлайнер – Хайнер Геббельс, композитор по первой специальности и режиссер по второй, крупнейшая величина мирового театра и страстный противник традиционных театральных форм. По словам Геббельса, театральное искусство, во-первых, не обязано идти на поводу у литературы, а во-вторых, не должно подражать жизни, так или иначе ее комментировать: для него спектакль – это встреча с неизвестным. Его первая российская постановка «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» выходит в электротеатре «Станиславский» – создатель и руководитель этой площадки Борис Юхананов, судя по всему, намерен познакомить своего зрителя со всеми прогрессивными театральными методами современности (с его труппой уже работали Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи). «Макс Блэк» – новая редакция старого швейцарского спектакля Геббельса, где зрители попадали в лабораторию ученого-естествоиспытателя. Режиссер обещает, что звуки, запахи и пиротехнические эффекты будут не менее значимы, чем текст и актер.

Школа современного театра

Студенты фестиваля-школы – это учащиеся профильных вузов и молодые театральные профессионалы. Для них проводят мастер-классы европейские и российские актеры, хореографы и режиссеры, в этом году среди них есть Борис Юхананов и Алексей Герман-младший. Также студенты «Территории» смогут поучаствовать в интерактивном городском спектакле Remote Moscow.

Свою версию «Трех сестер» привезет в Москву молодой новосибирский режиссер Тимофей Кулябин – это имя, давно известное театральному сообществу, в прошлом сезоне стало известно всей стране из-за скандала вокруг оперного спектакля «Тангейзер». Новую работу трудно назвать радикальной, но и традиционного в ней мало: артисты играют хрестоматийную пьесу Чехова на языке жестов, которому их обучали в течение года. Сам Кулябин говорит, что этот прием оставляет больше свободы зрительскому воображению, ведь, читая субтитры, каждый сможет «услышать» чеховских героев по-своему.

«Территория» продолжит следить за социальными проектами Театра наций в формате work-in-progress. На фестивалях 2013 и 2014 гг. показывали эскизы спектаклей Руслана Маликова «Бросить легко» и «Прикасаемые» – о пациентах наркологического центра и слепоглухих соответственно, а на сей раз режиссер Талгат Баталов и драматург Любовь Стрижак готовят документальную постановку «Беспамятные», посвященную людям с биографической амнезией.

Значительная часть программы отдана современному танцу. Финн Теро Сааринен возвращается к идее «мужского балета»: в его новой работе «Превращаемые» участвуют только танцовщики-мужчины, как и в самой первой постановке хореографа «Вперед, на Запад!». Танцевальная компания из Костромы «Диалог данс» снова пригласила хореографа Карин Понтьес – несколько лет назад она поставила с ними «Мирлифлор», один из самых успешных спектаклей труппы. Новая работа Понтьес называется «Потерянный рай», и в ней участвуют те же исполнители, что и в ее первой постановке для «Диалогов». Звезда отечественной хореографии Анна Абалихина делает перформанс специально для пространства выставки Лорана Перно «Фрагмент бесконечности»: это первая сольная выставка французского художника в России, которая проходит одновременно в рамках «Территории» и Московской биеннале современного искусства. Одним из главных героев «Территории» станет французский хореограф Рашид Урамдан: он покажет на фестивале не только эстетский спектакль «Сфумато», созданный для собственной танцевальной компании «L’A», но и российскую премьеру «Удерживая время», поставленную с артистами «Балета Москва».

Как рассказывает пресс-служба фестиваля, деньги «Территории» (субсидия Минкульта – 8,5 млн руб.) лежали на счете в Пробизнесбанке, и все эти деньги оказались заблокированными после того, как ЦБ отозвал у Пробизнесбанка лицензию (информация об этом есть на сайте госзакупок). Фестиваль не был отменен только благодаря тому, что дирекция смогла оперативно найти спонсоров: генеральным партнером стал Альфа-банк. Судьба юбилейного фестиваля «Территория» до последнего висела на волоске.

До 10 октября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more