«Ника» выбрала Александра Миндадзе и Станислава Говорухина

Такой широте взглядов трудно не удивиться
Режиссер Александр Миндадзе/ Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Национальная киноакадемия «Ника» назвала лучшим фильмом «Милого Ханса, дорогого Петра». В этом выборе странным образом соединились точность и случайность.

Существование в России двух национальных кинопремий обес-смысливает обе, но раньше в этой бессмысленности было чуть больше нюансов: условно-либеральная «Ника» и державный михалковский «Золотой орел» заметно расходились в предпочтениях. Но в 2016 г. разница почти стерлась. Главная номинация – «Лучший фильм» – отличается всего на одну позицию: в списке «Орла» нет «Страны 03» Василия Сигарева. Остальные пять номинантов одни и те же: «Батальонъ», «Битва за Севастополь», «Конец прекрасной эпохи», «Милый Ханс, дорогой Петр», «Про любовь».

Конечно, отличаются победители: академики «Золотого орла» назвали лучшей картиной качественный мейнстрим – «Про любовь» Анны Меликян, академики «Ники» – радикально переосмысляющий военную тему фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Но при этом и у тех и у других академиков лучшим режиссером оказался Станислав Говорухин («Конец прекрасной эпохи»). И если с выбором «Орла» это как-то монтируется, то с выбором «Ники» – никак. Единственное логичное, но обидное предположение (которое уже сделали несколько критиков) – что академики «Ники», в большинстве люди очень немолодые, чаще голосовали не глядя, за имена. И Миндадзе, и Говорухин – известные кинематографисты, к тому же у второго 80-летний юбилей. Но их почти равноправное соседство в списке победителей говорит о такой широте взглядов, какую неакадемической голове представить довольно трудно.

Победа на «Нике» «Милого Ханса, дорогого Петра» прекрасна и дает непростой и очень актуальной картине больше шансов на внимание публики. Тут можно только аплодировать. Это лучший российский фильм года. Но когда такой вердикт выносит Гильдия киноведов и кинокритиков, отдавшая фильму Миндадзе пять своих «Белых слонов», это выглядит осмысленным и принципиальным решением. А когда «Ника» – счастливой случайностью. Что тоже хорошо. Но осмысленность и здесь бы не помешала.